В развитие Новополоцкого предприятия, в соответствии с программой на 2011-2015 годы, будет вложено около 2,1 миллиарда долларов, из которых $1,2 млрд. уже освоено. Руководство завода пригласило журналистов оценить масштабы поистине всебелорусской стройки, где применяются новейшие европейские технологии и занято 1400 человек из всех областей страны и зарубежья.
- Суть модернизации состоит в избавлении от мазута, то есть углублении переработки, и выходе на больший объем производства светлых нефтепродуктов, - отметил в ходе пресс-конференции для представителей СМИ генеральный директор ОАО «Нафтан» Владимир Третьяков.
Он рассказал, что программа комплексного развития предприятия предполагает создание новых и реконструкцию действующих производств. Сейчас глубина переработки в зависимости от типа нефти составляет 70-75%. Планируется довести этот показатель до 89-90%, обеспечить соответствие качества выпускаемых продуктов современным требованиям. «Нафтан» уже сегодня предлагает потребителям дизельное топливо и автомобильные бензины, соответствующие требованиям стандарта «Евро-5». Нужно увеличить их количество на рынке. Продукты такого качества востребованы и в Беларуси, и в Европе. Более половины продукции предприятия экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья.
- Наращивая объемы производства, мы сможем увеличить экспортный потенциал не только завода, но и страны, - подчеркнул В. Третьяков.
Пять из семи реализуемых проектов направлены на углубление переработки углеводородного сырья. Главной на заводе называют установку замедленного коксования мощностью 1,6 млн.тонн в год. После ее запуска будут получены дополнительные объемы светлых нефтепродуктов, а также новый продукт, которого в стране еще нет. Это нефтяной кокс – экономически выгодная альтернатива углю. При сжигании он обладает большей калорийностью. Такое сырье сможет закупать любое предприятие, использующее в своих технологиях твердое топливо. В частности, на его прием после уже согласились цементные заводы республики. Ежедневно из Новополоцка будет уходить до 60 вагонов с коксом.
«Нафтан» и сам мог бы использовать ценный продукт для собственной энергетики. Но это, как пояснил В. Третьяков, - отдаленная перспектива. Стоимость установки по сжиганию кокса и производству электроэнергии - примерно 500 миллионов долларов. Такими ресурсами новополочане пока не располагают.
На площадке, где строится УКЗ, сегодня кипят работы. Их Объемы и сложность - необычны, методы – во многом уникальны.
К примеру, чтобы укрепить основание площадки, на которой будет воздвигнуто гигантское сооружение высотой 120 метров, потребовалось заменить песком огромное количество грунта и залить 200 тысяч кубометров бетона. Чтобы качество монолита не пострадало, работы велись круглосуточно и непрерывно в течение 38 часов. По технологии, коксовые камеры будут монтироваться на бетонной площадке, поднятой над землей на 30 метров, а поддерживать их будет сложнейшая система металлоконструкций. Сооружение, напоминающее арену цирка, - не что иное, как склад для хранения кокса, выполняющий еще и природоохранные функции.
Сами камеры специалисты называют оборудованием критического типа. Их диаметр – 9, длина – свыше 40 метров, вес – 500, а в наполненном состоянии - 3000 тонн. В процессе эксплуатации эти емкости будут нагреваться до температуры 500 градусов, а затем охлаждаться до минус 100, в ветреную погоду – раскачиваться на 30 см. Для монтирования камер на высоте 30 м будет заказан мощный мостовой кран. В стране таких механизмов нет, а в мире - единицы, в очередь надо записаться заранее.
Чтобы преодолеть эти и другие вызовы, обеспечить безопасность работ специалистам требуется максимум профессиональных знаний, опыта, энергии. И они со своими задачами справляются. В следующем году, по словам В. Третьякова, на стройку понадобится привлечь еще 1000 человек. Есть уверенность, что благодаря поддержке Министерства архитектуры и строительства эта проблема тоже будет решена.
В ходе экскурсии по предприятию журналисты посетили и другие производственные объекты ОАО «Нафтан». Второй блок инвестиционной программы, как отмечалось на пресс-конференции, направлен на рост объемов переработки нефти. Предприятию уже 51 год, изношенное оборудование требует замены. Поэтому предусмотрена реконструкция установки АТ-8 и ряда технологических процессов, что позволить увеличить мощности по первичной переработке до 12 млн. тонн в год (сегодня – 10,7-10,8 млн.) и производить больше высокооктановых автобензинов стандарта «Евро-4».
Владимир Третьяков подчеркнул, что руководство предприятия не идет на снижение объемов переработки, чтобы не терять высокопрофессиональный коллектив: на двух заводах, включая присоединенный в 2008 году «Полимир», сегодня трудится 12 тысяч человек.
Осознавая ответственность за сохранение окружающей среды и экологическую безопасность производства, предприятие возводит установку утилизации сероводорода путем получения элементарной гранулированной серы. Кроме того, строится 60 вспомогательных, предназначенных для подключения главных установок к системам жизнедеятельности завода.
По словам генерального директора, решение России о введении новых ценовых факторов стоимости нефти для новополочан не является неожиданным. На заводе всегда понимали, что рано или поздно надо будет приближаться к мировым ценам на сырье.
- Модернизация как раз и нацелена на то, чтобы быть конкурентными на рынке, отвечать мировым тенденциям, потребностям отечественных и зарубежных потребителей, - отметил руководитель.