Трамвай модели БКМ-802 единственный в своем роде, о чем говорит и заводской номер – 001. Его создали конструктора завода «Белкоммунмаш» совместно со специалистами ОАО «Штадлер Минск», и эту разработку можно назвать новым, четвертым поколением отечественных трамваев. Экспериментальный вагон значительно отличается от белорусских предшественников и внешним видом, и «начинкой».
Машина буквально нашпигована электроникой. Сигнал о любой возникшей неисправности выводится водителю на дисплей, чего нет пока ни в одном белорусском трамвае. Вся настройка идет через программное обеспечение. Среди технических характеристик – улучшенный механизм торможения, что важно и для комфортного вождения, и для безопасности пассажиров. Стоит отметить, что некоторые зарубежные запчасти и конструкции, которые использовались ранее в изготовлении трамваев, заменены отечественными, которые «Белкоммунмаш» произвел собственными силами в рамках импортозамещения.
Модернизирован и пассажирский салон. Помимо традиционных кнопок вызова водителя на поручнях, имеются дополнительные для открытия дверей. Низкопольная средняя часть вагона еще ниже, чем в трамваях третьего поколения. Также здесь предусмотрены места для инвалидной коляски с системой фиксации и оповещения водителя, аппарель (наклонная площадка) с ручным управлением, сиденья для пассажиров с ограниченной мобильностью. В вагоне – светодиодное освещение, являющееся всего лишь одним из механизмов энергосбережения, заложенных в современном электротранспорте. Выделяется новичок из ряда своих собратьев и кузовом – дизайнеры придали ему современный стиль.
Прототипом инновационной разработки послужил трехсекционный трамвай БМК-843, также созданный белорусскими машиностроителями по заказу из Казани. Новополоцкая модель отличается меньшими габаритами, компактностью (по вместимости равнозначна одиночному стандартному вагону) и является более бюджетным вариантом. Такой транспорт предназначен для эксплуатации в малых городах.
Пока эту новинку от отечественного производителя можно увидеть только в Новополоцке. Почему же она из всех городов республики, где есть трамвайный парк, попала именно в нефтеград? Это, можно сказать, закономерная случайность. В минувшем году новополоцкий трамвайный парк единственный среди аналогичных предприятий заказал новый трамвай для обновления подвижного состава. Планировали приобрести уже проверенный АКСМ-103, однако изготовитель предложил модель, разрабатанную для российского заказчика. Новополоцкие транспортники согласились первыми обкатать техническую новинку, на базе их парка проходили производственные испытания модели. Проверить вагон в деле доверили Татьяне Шелковой – водителю трамвая 1-го класса с 34-летним стажем. В итоге ожидания производителей и покупателей оправдались, и 802-й каждый день доставляет пассажиров до места назначения.
Как рассказывает начальник участка эксплуатации электроподвижного состава НТКУП «Трамвайный парк» Елена Цихелашвили, в целом низкопольные трамваи очень востребованы у горожан, причем не только у пожилых и людей с ограниченной мобильностью, но и у молодых мам с детскими колясками, которые везут своих малышей в поликлинику.
Всего на данный момент трамвайный парк Новополоцка имеет 31 пассажирский вагон, из них 11 единиц – трамваи третьего поколения, которые заменили старенькие, отжившие свой век вагоны. Обновление техники осуществлялось в рамках Государственной программы обеспечения городов республики наземным городским электрическим транспортом на 2009 – 2013 годы. Со временем планируется заменить и остальные 20 вагонов.
Кроме того, как сообщили на предприятии, перемены ожидают и маршрутную сеть. Готов проект по удлинению трамвайной линии, которая должна увеличиться на 3,5 километра пути и выйти на центральную улицу города. На данный момент трамвай обслуживает только старую часть нефтеграда и промышленную зону, что неудобно для тех, кто живет в новостройках, а работает на местных предприятиях. А в более далекой перспективе – со строительством моста через Западную Двину – трамвайные пути свяжут Новополоцк с соседним Полоцком.
Фото Дмитрия ОСИПОВА