Витебское ЗАО «Медицинское предприятие «Симург» готовится вести наступательные действия на высококонкурентном медицинском рынке, несмотря на ухудшение возможностей для развития и нарастание рисков. Компания начала реализацию масштабной программы по модернизации, завершает сертификацию продукции на соответствие Директиве Евросоюза по безопасности и качеству, а также приступает к созданию очередной серии инноваций – изделий на основе магнитофорных материалов.
По словам директора «Симурга» Вячеслава Дородейко, прошедший год стал знаменательным для предприятия благодаря освоению принципиально новой технологии работы с силиконом и запуску в промышленное производство медицинских изделий из этого материала. Прежде всего, речь идет о силиконовом пессарии для консервативного лечения и профилактики ряда гинекологических патологий. Сегодня в активе компании около 110 таких изделий нескольких размеров, объединенных в 12 типов. Также специалисты завершили испытания и приступили к серийному выпуску вагинальных конусов, предназначенных для тренировки мышц тазового дна. Еще одна новинка – автоматическая система «Наутилус» – создана для введения внутриматочных контрацептивов. Эта разработка дала возможность предприятию вывести на рынок модернизированный образец внутриматочной спирали с применением золота вместо использовавшихся ранее серебра и меди.
Стратегический подход к бизнесу, культивируемый в компании на протяжении десятилетий, позволил «Симургу» и в условиях негативных пертурбаций на рынке завершить с плюсом непростой 2014-й. Так, в денежном выражении объемы производства выросли примерно на 11%, рентабельность продаж составила 14%.
– Год был очень сложным, особенно четвертый квартал, из-за ситуации с курсовой разницей на основных рынках с нашим присутствием, – констатирует Вячеслав Дородейко. – Тем не менее большинство поставленных задач мы выполнили, хотя по экспорту могли бы сработать более успешно, если бы не негативные внешние изменения. И очень важно подчеркнуть – нам удалось сохранить коллектив.
Главное – не терять перспективы
Для «Симурга» основными экспортными направлениями являются страны постсоветского пространства, в основном Россия. Сегодня в условиях намечающегося там углубления кризиса и рецессии консервативный рынок медицинских инструментов пришел в движение, объемы закупок падают, меняются лидеры. Но кризис – это и время новых решений, новых возможностей и появления новаций, инвестирование в которые может дать существенный урожай в будущем. По мнению Вячеслава Дородейко, в такой ситуации у белорусских производителей появляется шанс завоевать новые позиции, надо только грамотно им распорядиться. Так что 2015-й должен стать для «Симурга» этапом активного развития, когда основные усилия и ресурсы будут сконцентрированы на модернизации производства и совершенствовании управления издержками. Речь идет об инвестиционной программе на несколько сотен тысяч долларов, рассчитанной на ближайшие годы. Компания вступила в период масштабной реорганизации, хочет изменить многое, что позволит ей нарастить свою долю на рынке и уверенно себя чувствовать в плане ценовой конкуренции, отметил Вячеслав Дородейко.
На предприятии обратили внимание на возможности потеснить конкурентов за счет удешевления продукции. Сегодня отечественный производитель делает ставку на одноразовые изделия (гинекологические наборы, зеркала, ряд инструментов), снижение цены на которые открывает для «Симурга» новые ниши. На это в основном будут направлены модернизационные усилия специалистов. В частности, планируется обновить парк литьевых машин. Поставлена задача минимизировать материалоемкость производства, например, по полимерным пластикам сделать его безотходным. Также предстоит увеличить производительность, в том числе за счет использования многомерных горячеканальных литьевых форм. Среди актуальных проблем – кардинальное изменение упаковки изделий, совершенствование логистики, включая стерилизацию изделий, и, соответственно, сокращение транспортных расходов.
– Наши расчеты показывают, что это достижимая цель, надо добиваться удешевления продукции, иначе не выживешь в условиях жесткой конкуренции, не говоря уже о продвижении вперед, – добавил Вячеслав Дородейко.
Предложение должно быть уникальным
Наступивший кризис пошатнул рынок медицинских изделий, многое на нем претерпевает изменения, а витебский производитель рассчитывает удивить его своей гибкостью и инновационностью. Уповая на обеспечение стабильности рыночной ситуации, сама компания постоянно меняется. В основном это касается продуктовой линейки, которую регулярно пополняют уникальные и оригинальные новинки. В этом аспекте прошедший год оказался очень плодотворным, а в планах у «Симурга» продолжение наращивания выпуска новых изделий, расширение спектра применяемых материалов. Следующим стратегическим шагом на пути внедрения инноваций станет использование в лечебных целях магнитофорных материалов (создающих магнитное поле). По сути, речь идет о коммерциализации разработок витебских ученых. Во второй половине XX века эту тему активно и плодотворно изучал профессор Анатолий Демецкий в Витебском государственном медицинском университете, им создана научная школа по магнитофорным материалам, пояснил Вячеслав Дородейко. Сегодня специалисты «Симурга» готовятся перевести фундаментальные разработки ученых в практическую плоскость, создать на их основе технологии и реализовывать в промышленных изделиях. Пока они только в начале пути, но уже понятно, какие перспективы открываются перед магнитофорами.