Главным следственным управлением завершено расследование уголовного дела о серии изнасилований в Полоцке и Новополоцке, а также убийстве в 2012 году несовершеннолетней девушки. Об этом сообщает официальный сайт ведомства.
Обвиняемыми по делу признано четверо уроженцев Полоцкого района, роль которых в противоправных действиях была разной.
Начало и вынужденный перерыв
Основные действующие лица дела – двое мужчин с разницей в возрасте в 17 лет, которые познакомились в 2000 году – старшему на тот момент уже было больше 35, второй только недавно отметил совершеннолетие. Они проводили время в одной компании, в которой было почетно иметь связи с криминалом. Учитывая жизненный опыт и путь, более взрослый из этих двоих стал авторитетом для товарища, тем более у него уже имелась за плечами судимость.
Объединившись, фигуранты совершили ряд преступлений: против половой неприкосновенности и половой свободы (что и было установлено в ходе расследования данного уголовного дела), против личной свободы, чести и достоинства, а также против собственности.
Однако в 2001 году они были осуждены к лишению свободы только за совершение в соучастии имущественных преступлений, что стало причиной перерыва в их противоправной деятельности.
Возвращение
В 2009 году единомышленники, будучи уже на свободе, вновь взялись за старое, сфокусировавшись на изнасилованиях. При этом если раньше они действовали грубо, то теперь, с учетом приобретенного преступного опыта, был выбран менее «громкий» и менее рискованный путь.
По данным следствия, организатор регулярно приобретал нейролептики, производящие быстрый и ярко выраженный седативный эффект. Употребление алкоголя усиливало их действие.
Фото: организатор преступной группы
Именно на использовании лекарственного средства и строился способ вступления в интимную связь, о чем уже рассказывалось в СМИ ранее. Обвиняемые знакомились на улицах с женщинами, как правило, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, предлагали продолжить общение и угощали спиртными напитками или кофе, в которые заранее был подмешан антипсихотический препарат. После того, как жертвы приходили в бессознательное состояние, их чаще всего перевозили в квартиру организатора в Новополоцке, где и совершали изнасилования.
Действовали мужчины в том же составе, иногда, впрочем, привлекая своих знакомых. К тому же, в 2010-2011 годах младший участник группы вновь находился в местах лишения свободы. Старший фигурант в это время продолжал противоправную деятельность по отработанной схеме.
Фото: «младший товарищ» обвиняемого
При этом употребление нейролептиков с алкоголем противопоказано и может повлечь побочные действия вплоть до смертельного исхода. Учитывая масштабы и регулярность противоправных действий, было лишь делом времени, когда обвиняемым пришлось бы столкнуться с негативными эффектами. И это время, к сожалению, пришло.
Убийство и задержание
Согласно материалам уголовного дела, в конце сентября 2012 года руководитель организованной группы и его знакомый встретили на улицах Полоцка несовершеннолетнюю девушку, предложили ей заехать вместе в кафе, а затем в гости.
Зная о возможном наступлении смерти в результате употребления нейролептиков с алкоголем, фигуранты отнеслись к этому безразлично и дали выпить напиток с лекарственным средством девушке. В результате действия медикаментов несовершеннолетняя впоследствии скончалась в той же квартире, куда привозили большинство девушек. Затем обвиняемые приняли меры к сокрытию следов преступления, захоронив тело в карьере в Полоцком районе.
Девушку разыскивали как пропавшую без вести на протяжении нескольких лет. Правоохранители не прекращали поиски и, наконец, в ходе оперативно-розыскных мероприятий была получена информация о причастности руководителя организованной группы и его знакомого к исчезновению девушки. В декабре 2016 года был задержан старший из обвиняемых, а во время следственных действий получены данные о месте захоронения несовершеннолетней.
Обвиняемые отрицают свою причастность к убийству, а также наличие у них умысла на изнасилование девушки. Но в таком случае остается открытым вопрос – для чего подмешивать в напитки лекарство, а затем избавляться от всевозможных улик (личных вещей, телефона)? При этом в ходе исследования с участием экспертов места захоронения не было обнаружено ничего из ее одежды, хотя фрагменты должны были сохраниться.
Знакомый руководителя группы, которому также предъявлено обвинение в убийстве во время очной ставки рассказал о сокрытии следов преступления.
Активная работа
Следствие, располагая необходимой оперативной информацией о возможной причастности задержанных к иным фактам противоправной деятельности, сразу же энергично включилось в работу по установлению всех эпизодов. Восстанавливая события минувших дней, правоохранители смогли собрать данные, которые легли в основу обвинения.
В ходе работы по уголовному делу было допрошено более 300 свидетелей, около полусотни потерпевших. Проведено не менее 50 проверок показаний на месте с участием обвиняемых, потерпевших и свидетелей. Приобщены к материалам дела и проанализированы результаты порядка 40 экспертиз, назначенных следствием.
Также изучались компьютерная техника и средства связи обвиняемых, проведены многочисленные обыски, осмотры мест происшествий. Всего было установлено 46 эпизодов противоправной деятельности, первый из которых датирован 1999-ым годом, – здесь не только убийство и изнасилования, но и иные составы преступлений.
Проблема та же: потерпевшие молчат
Следователи отмечают, что установление обстоятельств изнасилований сопряжено с типичными трудностями.
Изнасилованиям присущ высокий уровень латентности. Серьезным препятствием для изобличения подобных фактов остается страх потерпевших – причем здесь вмешивается как боязнь осуждения близкими или знакомыми, так и страх перед преступниками. Многие просто стараются забыть произошедшее.
Сложность в этом деле представлял и факт того, что установленные эпизоды противоправных действий имели место в прошлом. Даже период времени в несколько месяцев, а то и недель, с момента совершения преступления существенно затрудняет сбор доказательств. Например, о биологических следах в таких случаях чаще всего не может быть и речи. Что уж говорить, если разбираться приходится в событиях пяти или вовсе пятнадцатилетней давности.
Так и в этом случае: даже те девушки, которые оставались в сознании (или, скорее, которых оно покинуло не полностью) и понимали, что в их отношении было совершено преступление, не сообщали об этом в милицию.
В итоге обвиняемые продолжали совершать противоправные действия и на протяжении значительного периода времени оставались вне поля зрения правоохранительных органов в части касающейся преступлений против половой неприкосновенности и свободы.
Никаких сожалений?
По-разному вели себя обвиняемые в ходе предварительного расследования. Всех их объединяет одно – все что-то не помнят. Кто-то больше, кто-то меньше. Причем объем памяти изменялся за время разбирательств неоднократно.
Как было упомянуто выше, один из обвиняемых указал место захоронения, но при этом заявляет, что не имеет никакого отношения к убийству девушки. Хотя и участвовал в перевозке, захоронении тела, а также сокрытии следов преступления.
Младший участник группы признается в изнасилованиях, но на вопросы следователя о мотивах их совершения отвечает так:
Руководитель группы и вовсе всячески отрицал свою причастность к совершению любых преступлений.
Интересно, придерживался ли он Конституции, когда, согласно материалам уголовного дела, подмешивал нейролептики и совершал изнасилования?
Что дальше?
Действия старшего фигуранта, который, исходя из материалов уголовного дела, является автором идеи совершения противоправных действий с использованием нейролептиков, квалифицированы следствием по статьям «убийство», «изнасилование», «насильственные действия сексуального характера», «разбой», «похищение человека».
Его 37-летнему товарищу предъявлены обвинения в изнасиловании, насильственных действиях сексуального характера и похищении человека. 35-летнему жителю Полоцка, который указал место захоронения девушки, инкриминировано убийство и покушение на изнасилование. Также обвиняемым по делу является 52-летний мужчина, действия которого квалифицированы как насильственные действия сексуального характера, разбой и хулиганство. Все они ранее привлекались к уголовной ответственности.
В настоящее время материалы уголовного дела переданы прокурору для направления в суд, который и должен поставить точку в этой истории.
Фото и видео Следственного комитета Республики Беларусь