Это относительно новый для Беларуси инвестиционный инструмент, умелое и эффективное использование которого позволит дополнительно привлечь деньги и технологии из-за границы, создать новые рабочие места. Как свидетельствует мировая практика, список потенциальных объектов концессионных отношений может быть достаточно широк. В него входят в том числе месторождения полезных ископаемых, автодороги, аэропорт, лечебные учреждения, даже памятники архитектуры.
Сегодня область, как и страна в целом, вступила в период жестких бюджетных ограничений, когда предстоит мобилизовать все ресурсы и резервы для возвращения на траекторию роста экономики. И в таких условиях, когда перегрузка текущими проблемами порой не оставляет ни сил, ни времени для стратегических действий, важно не скатываться к упрощению ситуации, не бояться сложных решений и ответственности за их последствия. За разъяснениями особенностей применения концессионных механизмов и с просьбой оценить перспективы использования нового инструмента привлечения инвестиций «Витебские вести» обратились к директору фонда «Витебск- облимущество» Михаилу Павлючкову. Возможно, сегодняшний разговор простимулирует интерес местных властей к новым возможностям инвестирования в экономику регионов, считает Михаил Михайлович.
Законодательный аспект
В гражданском праве концессия (от лат. «concessio» – «разрешение», «уступка») определяется как форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Передача в концессию осуществляется на возмездной основе на определенный срок или без указания такового. Объектом договора может быть передача прав на эксплуатацию природных ресурсов, предприятий, оборудования и иных прав, в том числе на использование фирменного наименования, охраняемой коммерческой информации, товарного знака. Выплата вознаграждения производится в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей, либо процентов от выручки, наценки на оптовую цену товара или в другой форме, установленной договором.
В Беларуси основным документом, регулирующим данные отношения, является Закон от 12 июля 2013 года «О концессиях». Он определяет концессию как основанное на договоре право владения и пользование объектом, находящимся только в собственности государства, или право на осуществление вида деятельности, на который распространяется исключительное право государства. Специфика в том, что объект остается в собственности государства, частный инвестор не сможет использовать его, например, в качестве залога при привлечении кредита. В соответствии с законодательством концессионные договоры могут быть трех видов – полный концессионный договор, о разделе продукции и об оказании услуг (выполнении работ). Они заключаются на срок до 99 лет. По каждому конкретному объекту могут предлагаться разные сроки и индивидуальные условия передачи в концессию, все это предстоит отрабатывать с учетом различных факторов и аспектов.
Местные Советы депутатов утверждают перечень по объектам концессии административно-территориальных единиц, определяют по ним вид концессионного договора и способ выбора концессионера (как правило, это открытые или закрытые конкурсы (аукционы)), а также порядок определения стартового размера разового платежа по объектам концессии. Проект первого перечня по объектам концессии Витебской области, сформированный как местными властями, так и организациями и инвесторами, должен быть внесен в облсовет не позднее 1 апреля. Концессионными органами, уполномоченными на заключение соответствующих договоров по таким объектам и разработку проектов основных условий соглашений, выступают местные исполкомы.
Практическая сторона
До недавнего времени в Беларуси для передачи в концессию предлагались только месторождения природных ископаемых. В утвержденный Президентом Беларуси пока единственный такой перечень объектов вошли и три участка на Витебщине. Так, месторождение глины «Курополье» в Поставском районе (предварительно оцененные запасы составляют 69,5 млн куб. м) планируется к передаче в концессию на 22 года. Здесь концессионеру предлагается произвести детальную разведку и последующую разработку. Еще по одному месторождению глины в Поставском районе («Голбица») срок действия концессионного договора для добычи полезного ископаемого установлен на 20 лет. На данном объекте детальная разведка уже произведена. Промышленные запасы глины составляют почти 12 млн куб. м. Третьим включенным в перечень участком является месторождение песка и песчано-гравийного материала «Улесье» в Докшицком районе. Его общие предварительно оцененные запасы составляют 175,6 млн куб. м.
Помимо этих минерально-сырьевых ресурсов, Витебщина богата торфом (геологические запасы оцениваются в более 1 млрд т), доломитом, есть значительные запасы сапропеля, минеральных вод. Кроме того, в концессионные отношения могут быть вовлечены земельные, водные и лесные ресурсы, составляющие основу для развития экспортного потенциала региона.
Стоит добавить, что в 2014 году Министерство транспорта выступило с инициативой передать в концессию несколько автодорог, в том числе М3 Минск – Витебск. В данном случае концессионер обязуется провести реконструкцию автотрассы и в последующем ее эксплуатировать в течение 20 лет, взимая за это соответствующую плату и тем самым возвращая затраты. Впрочем, инициатива пока не реализована.
Конечно, специалистам предстоит тщательно прорабатывать процедурные вопросы сдачи объектов в концессию, так как от того, насколько детально прописаны права и обязанности сторон, зависит успешность проекта. Тем более что аналогичная практика пока небольшая, в том числе в странах постсоветского пространства. Концессионные механизмы применяются в России, Казахстане, Украине. По данным Минэкономразвития России на 2013 год, в стране действовало почти 80 концессионных соглашений, общий объем частных вложений по которым оценивался в сумму свыше 300 млрд российских рублей. Чаще всего в концессию там передаются автодороги, около трети проектов реализуются в сфере социальной инфраструктуры (медицина, культура и образование, спорт и туризм), причем основная часть из этого числа относится к здравоохранению. В ряде регионов объявлены конкурсы на строительство по концессии детских дошкольных учреждений, хотя чаще проекты подразумевают реконструкцию, а не возведение объектов с нуля. Еще один тренд – российские власти активизируют развитие государственных региональных аэропортов, при этом намерены шире внедрять концессионный механизм, привлекая на этой основе частный капитал.
Исторический взгляд
В мировой экономике применение концессии в качестве инвестиционного инструмента имеет многолетний опыт. Достаточно сказать, что такая форма договора активно использовалась в 1920-е годы в СССР, что позволило поднять экономику после революции и гражданской войны. Как свидетельствуют данные Минэкономразвития России, к концу 1927 года концессионные предприятия производили 40% марганца, 35% золота, 12% меди, около 22% готового платья от общего объема производства страны. Концессии в этот период получили развитие и в сфере городского хозяйства России.
Витебский трамвай, известный как один из старейших на территории бывшей Российской империи, был запущен также благодаря реализации именно концессионного договора. В сентябре 1895 года в городскую управу Витебска поступило прошение от представителя французского инвестора Фернана Гильона с проектом договора концессии на устройство и эксплуатацию в городе электрической железной дороги (трамвая) со всеми к ней принадлежностями и подвижным составом. Документ, подписанный в феврале 1896 года, предусматривал передачу прав на эксплуатацию нового для того времени вида транспорта на срок до 40 лет. 18 июня 1898 года по улицам Витебска пошли первые трамваи.
В середине XIX века на территории белорусских губерний был реализован крупный инвестиционный проект с участием английского капитала. Лондонские банкиры Гешин и Фрюлинг, входившие в ближайшее окружение британской королевы Виктории, построили Динабурго-Витебскую железную дорогу. В проект были инвестированы собственные средства банкиров и привлеченные капиталы английских лордов и промышленников с Британских островов. С англичанами был заключен ряд концессионных договоров. Для оперативного управления проектом было создано Общество Динабурго-Витебской железной дороги, которому предоставили значительные льготы. Так, концессионер получил 5-процентную гарантию на акционерный капитал, на основании которой ежегодно правительство обязывалось направлять определенные денежные средства на ее обеспечение. Эта гарантия действовала в течение всего срока концессионного договора до 1951 года, но при этом в документе была сделана оговорка, что через 40 лет с начала регулярного железнодорожного сообщения государство может выкупить дорогу. Протяженность пути, состоявшего из двух участков – Витебско-Динабургского и Полоцко-Витебского, составляла 244 версты (267 км). Первый участок был сдан в эксплуатацию в мае, второй – в октябре 1866 года. К слову, в истории Российской империи эта магистраль стала единственным примером частной железной дороги, владельцем которой являлась иностранная компания.
Фото Дмитрия Осипова