Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Персона

Белый город Виктора Лукьянова, или О том, чем обязан нынешний облик Новополоцка приглашенному художнику

Вспомните известный фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Картина начинается с сатирической заставки про появление типовых проектов архитектуры и повсеместное распространение абсолютно одинаковых новостроек в разных городах Советского Союза. Путаница, возникшая из-за удивительной схожести окраин Москвы и Ленинграда, и легла в основу лирической комедии.

novopol007

Действие происходит в 70-е годы XX века, когда в задачи архитекторов не входило делать города красивыми и комфортными для жизни. В приоритете было возведение как можно большего количества квадратных метров в максимально сжатые сроки. Правда, в Новополоцке в те годы придерживались иного мнения. Вероятно, поэтому первый секретарь горкома партии Артур Безлюдов пригласил работать в нефтеград молодого талантливого художника Виктора Лукьянова.

Он сказал мне тогда: «Виктор, не думай даже, никуда не ходи и никого не проси, будешь жить хорошо и работать», – вспоминает почетный гражданин Новополоцка, член Союза художников Беларуси Виктор Лукьянов.

Виктор Михайлович согласился и ни разу не пожалел о сделанном выборе. Долгое время он являлся главным художником города, причем на общественных началах. Однако к своим обязанностям относился серьезно, за каждый проект чувствовал всю полноту ответственности, и готов был изо всех сил отстаивать профессиональную позицию в спорах с чиновниками и архитекторами. А дебатов в то время, думается, было немало.

Ведь, по словам Виктора Лукьянова, в Новополоцке действовала такая система, которой не было ни в одном населенном пункте Советского Союза. Суть ее сводилась к тому, что художники и архитекторы работали сообща. В результате любой проект, утвержденный таким образом, являлся синтезом монументального искусства и архитектуры. Поэтому типовой проект в нефтеграде превращался в индивидуальный, оригинальный. Так что неповторимый облик Новополоцка – во многом заслуга художника Лукьянова, впрочем, как и то, что город стал белым.

Я предложил сделать Новополоцк белым, но не с помощью строительных материалов, а высадив березы, – говорит Виктор Михайлович. – И горком принял постановление о том, что каждый житель должен посадить по пять берез. Саженцы предоставлялись бесплатно. Вскоре на улицах появились тысячи белоствольных деревьев. Сейчас много вырублено. Приезжают какие-то бандиты с бензопилами и режут березы на дрова.

Виктору Лукьянову очень больно на это смотреть: он переживает за рощи и аллеи так же, как и за другие свои творения, которых на счету художника немало. Он автор декора и работ в интерьерах многих общественных зданий: красивой чеканки на парадном входе музыкальной школы, витражей в поликлинике №1 и ресторане «Белый остров», мозаик на фасадах детских садов, росписи в профилактории завода БВК и других.

Однако самым масштабным проектом, опередившим свое время, считает панно “Белая Русь” в кинотеатре “Минск”, который открылся в 1982 году. Несмотря на название кинотеатра, центральным образом росписи является яблоня, сгоревшая, а затем вновь возродившаяся, как Белая Русь. Не мог знать тогда Виктор Михайлович, что спустя несколько десятилетий в республике появится общественная организация «Белая Русь», а цветок яблони станет символом Великой Победы. Но умение по-особому видеть окружающий мир, проводить параллели между прошлым и настоящим, а также создавать произведения, заставляющие не просто созерцать, а думать, и сделали Лукьянова провидцем.

Но произведениями монументального искусства творчество Виктора Михайловича не ограничивается. Он пишет пейзажи, натюрморты, портреты, причем исключительно в мастерской, в которой художник работает с 1974 года.

Я никогда не рисую с натуры, – поясняет мастер. – Запоминаю сюжет, например, осенний лес, а потом в мастерской сочиняю, стилизую и изобретаю. Считаю, что делать на природе эскизы неправильно. К сожалению, преподаватели в институтах и училищах не говорят студентам, что следует не столько рисовать с натуры, сколько запоминать свои впечатления. Их не учат творчеству.

Кроме того, есть педагоги, которые учат только своим приемам. И студенты их копируют. Так не должно быть. Ведь техника живописца – авторское изобретение. Если мы все начнем работать одинаково, пропадет уникальность.

А ведь именно уникальная техника, неповторимость стиля отличают картины Лукьянова, которые, кстати, имеются в художественных музеях, галереях и частных коллекциях Беларуси, России, Польши, Японии, США, Италии, Германии, Швеции, Турции, Израиля. Творчество этого талантливого живописца наполнено светлой и чистой любовью к своей родине, а жизнь – беззаветным служением искусству.

Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.

Смотреть еще: Фотопрогулка по Новополоцку 


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ