Купить обувь — не проблема. Но как она себя поведет во время носки? Не станут ли симпатичные сапожки капризничать и просить ремонта спустя пару недель? Увы, от этого не застрахован никто. Однако Закон «О защите прав потребителей» всегда на нашей стороне, поэтому, если есть сомнения, не стесняйтесь вернуть продавцу свою неудачную покупку. Обычно проблем не возникает, но…
Как пояснили в управлении торговли и услуг Витебского горисполкома, в течение установленного гарантийного срока на товар продавец (изготовитель, поставщик, представитель) несет ответственность за его надлежащее качество. Если брак очевиден, то деньги, как правило, возвращают тут же. Конечно, можно рискнуть и попросить обменять на такую же пару — вдруг она окажется качественной, а также договориться о соразмерном уменьшении цены, бесплатном ремонте или же возмещении расходов по ремонту. Также можно потребовать вернуть стоимость товара, если продавцом были даны о нем ложные сведения, например, обувь из якобы натуральной кожи оказалась сделанной из искусственных материалов. Даже если чек был утерян, не нужно бояться. К документам, подтверждающим факт приобретения товара, относятся даже элементы упаковки, квитанция к отрывному талону, а также свидетельские показания.
Согласно законодательству на возврат денежных средств у продавца есть 7 дней. Но что делать, если вы уверены в своей правоте, а ваши требования отказываются удовлетворить?
Нужно составить в двух экземплярах претензию, где подробно указать, где, когда и какая именно была куплена обувь. Один из документов вручить продавцу, а второй, за его подписью и с датой получения, оставить себе: возможно, этот документ может понадобиться в дальнейшем для обращения в исполком или суд. Еще вариант — направить претензию письмом с уведомлением на юридический адрес продавца, в таком случае вам вернется заполненная вами при отправлении квитанция, в которой будет указано, когда адресат ее получил. Третий вариант — изложить суть жалобы в книге замечаний и предложений.
Если спор не удастся разрешить миром, то потребуется мнение эксперта. Затраты на проведение проверки продавец должен взять на себя, уведомив потребителя в письменном виде о дате и месте, где она состоится.
В нашей области подобные экспертизы проводятся в Витебском отделении торгово-промышленной палаты и его филиалах. Предъявленную обувь исследуют органолептическим методом без разрушения целостности на наличие дефектов внешнего вида производственного или механического характера и возвращают заявителю в том же виде. В своей работе специалист руководствуется нормативными документами, где установлены четкие требования к качественной обуви. Стоимость экспертизы зависит от времени, потраченного на осмотр, идентификацию дефектов согласно нормативно-технической и методической документации, а также оформление акта экспертизы.
Как пояснили в отделе экспертиз и сертификации Витебского отделения торгово-промышленной палаты, самыми часто встречающимися дефектами в обуви является отклеивание подошвы Нередко есть нарушения технологии производства кожи и формирования заготовки. Поэтому если наблюдается отклонение заднего шва от центральной линии в пяточной части — знайте, что это признак плохого качества обуви.
Многих неприятностей можно избежать, если более внимательно рассматривать обувь перед покупкой. Необходимо проверить упругость жесткого задника, ровность строчек, наличие морщин, складок, разрывов, пятен на материале верха и подкладки, правильность линии заднего шва, оценить соответствие выбранной пары по материалу, цвету и отделке. Чтобы обувь служила максимально долго, необходимо соблюдать рекомендации по уходу, использовать ее по сезону и назначению. И еще один совет: надежнее покупать у хорошего проверенного производителя.
Напомним, что гарантийные сроки носки для зимней обуви исчисляются с 15 ноября, весенней и осенней соответственно с 1 марта и 15 сентября, летней — с 1 мая.
Фото Дмитрия ОСИПОВА