Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Чтобы тайное стало явным. Интервью с судебно-медицинским экспертом

Андрей Левша, начальник сектора судебно-медицинских экспертиз по Верхнедвинскому району Миорского МРО ГКСЭ, — представитель довольно специфической профессии. За 20 лет экспертного стажа менять работу даже не думал. Он, как и многие другие представители этой сферы, если уж пришел, то навсегда. Корреспондент «ВВ» узнала, почему он сделал такой выбор, с чем сталкивается в работе.

- Определенный интерес к профессии возник при изучении курса судебной медицины в медицинском университете. Особенно мне нравилось рассмотрение ситуационных задач, когда, например, нужно было установить механизм возникновения у человека той или иной травмы, подтвердив или исключив при этом определенные обстоятельства, – рассказал Андрей Левша. – Меня «зацепил» процесс проведения экспертизы, схожий по алгоритму и логике с работой оперативника при расследовании преступления. В этом, пожалуй, и есть основное отличие судебной медицины от клинической: она не стоит на страже здоровья человека, а как бы соединяет медицину с криминалистикой, аккумулируя в себе знания из разных областей медицины – травматологии, хирургии, неврологии, терапии, педиатрии. Очень часто заключение судебно-медицинского эксперта является одним из важнейших доказательств по делу, по результатам которого виновные должны быть наказаны, а невиновные – оправданы. Это накладывает особый отпечаток на профессию судебно-медицинского эксперта, обуславливая интерес к ней.

– С чем чаще всего приходится сталкиваться в работе?

– Совершенно точно, что однообразной ее не назовешь. За 20 лет доводилось проводить различные экспертизы, в том числе скелетированных и эксгумированных трупов людей, погибших на производстве, от применения различных орудий и оружия, при падении с высоты, при различных видах транспортных травм и от многих других причин, в том числе заниматься исследованием причин скоропостижной смерти или смерти без обстоятельств. Нередко приходилось оказывать помощь следственным органам в случаях сокрытия преступниками убийств путем имитации. Также, кроме изучения тел умерших, я как судебно-медицинский эксперт занимаюсь вопросами оценки тяжести причиненного здоровью человеку вреда – в народе это называется освидетельствованием. На основании многих наблюдений и фактов давно утвердился в двух непреложных истинах: жизнь и здоровье человека находятся в его руках и только, а алкоголь – это зло!

Очень часто заключение судебно-медицинского эксперта является одним из важнейших доказательств по делу, по результатам которого виновные должны быть наказаны, а невиновные — оправданы. 

– Накладывает ли работа отпечаток на личную жизнь?

– Кошмары меня не преследуют. Хотя, конечно, работа судебно-медицинского эксперта, связанная с ежедневным общением с объектами экспертизы – это трупы, живые люди, с родственниками умерших, – психо­эмоционально тяжелый груз. Но должен сказать, что ее суть быстро становится приоритетной и позволяет быстро абстрагироваться от негативной стороны, а за время трудовой деятельности, общаясь с коллегами по профессии, я пришел к выводу, что основная масса экспертов, кроме исключительной профессиональной подготовки, отличается жизненным позитивом и чувством юмора. Единственное, очень тяжело в эмоциональном плане при экспертизе детей, особенно когда ты сам – родитель. Да и вообще, работая в этой профессии, больше думаешь о безопасности – собственной и близких людей. Дороже семьи у человека ничего нет.

– Какими основными качествами должен обладать судебно-медицинский эксперт?

– Прежде всего, человек должен обладать глубокими знаниями в разных областях медицины, аналитическим мышлением, быть внимательным и устойчивым к стрессам. Кроме того, он должен по-настоящему искренне любить свое дело. Если кто-то из читателей планирует поступать в медицинский вуз, уже является студентом или специалистом и чувствует готовность сделать свой выбор в пользу этой профессии, то  мой совет – дерзайте. Работа действительно интересная.

– С учетом того, что профессия судебно-медицинского эксперта довольно редкая и явно востребованная на рынке труда, сложно ли устроиться на работу?

– Государственный комитет судебных экспертиз – активно развивающееся ведомство, поэтому периодически в структуре появляются вакансии. Для тех, кто стремится трудоустроиться именно сюда, есть смысл следить за новостями ГКСЭ и сведениями о наличии свободных рабочих мест. На данный момент, например, у нас в секторе судебно-медицинских экспертиз Миорского межрайонного отдела есть одно. Знаю, что и в других территориальных органах время от времени возникает потребность в кадрах.

Обязательным условием для кандидата на должность государственного судебно-медицинского эксперта является наличие высшего медицинского образования. В первый год работы работник получит дополнительное профессиональное образование в центральном аппарате ведомства и необходимый допуск на право в дальнейшем заниматься судебной экспертизой. Только после этого начинается самостоятельный путь государственного судебно-медицинского эксперта. Правда, под пристальным вниманием и контролем своих более опытных коллег, которые всегда готовы прийти на выручку. Останется только нарабатывать опыт и совершенствоваться, что тоже очень важно, потому что процесс образования судебно-медицинских экспертов является непрерывным. В нашем деле талант и труд всегда идут рука об руку.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ