Оршанский район перезагрузка
75 освобождения Беларуси
год малой родины

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Испытание общественным транспортом, или Размышления корреспондента «ВВ» в городском автобусе



Жизнь города гудит разноголосием: в общем хоре на разные партитуры расписаны людские разговоры, в сонаты личных авто вливаются соло общественного транспорта, благозвучными нотками во времена редкого затишья радуют слух птичьи трели. Все эти малые музыкальные произведения наполняют улицы и складываются в одну большую общую симфонию. Впрочем, в ней отдельно звучит партия общественного транспорта, наполняясь то минорной,то мажорной тональностью.

Элегия кондуктора

Поскольку я не автомобилист, мне приходится пользоваться услугами общественного транспорта каждый день. И насыщенная программа жизненных спектаклей, среди которых преобладают драмы и трагедии, мне знакома не понаслышке. Конечно, нередко в автобусах и троллейбусах разыгрываются комедии и короткие мелодрамы, но превалируют все же тяжелые формы общения и патетические монологи.

Больше всего горестных слов слышу от кондукторов. Иногда случается попасть в полупустой салон, случайно услышать жалобы или разговориться с повелителями билетных лент.

– Народ нынче злой, не знаю, что с ним стало, – с грустью вздыхает женщина-кондуктор после того, как очередной пассажир, нахамив, выскочил из транспорта, так и не оплатив проезд. – Говорят, молодежь некультурная. Ничего подобного! Их хоть пристыдить можно, мол, уступи место старшим или маленьким. Порой и сами без напоминания поднимаются и предлагают бабушке сесть. Но такие, как тот «заяц» – вполне приличные с виду, – порой бьют словом очень больно. Ему что, он в транспорте за три минуты выкричался, выпустил пар, придет домой в семью уже успокоенным. А мы всю смену в салоне, весь оставленный негатив почти кожей впитываем, и некуда нам деться. Такая у нас работа нелегкая.

Согласно киваю, слушая рассуждения кондуктора. Если бы она могла сложить их в рифмованные строчки, получилась бы очень трогательная элегия, хоть и с горьковатым содержанием.

Не раз была свидетелем того, как молодые люди без напоминания посторонних подскакивали на ноги и помогали занять освободившееся место старушкам, которым в салоне даже стоять трудно, особенно когда автобус подпрыгивает на ухабах. Такое тепло сразу ощущалось и радость за поколение, которое многие считают потерянным. За то, что есть положительный пример для самых маленьких пассажиров. Уважение к родителям, правильно воспитавшим сына или дочь.

Падение в оркестровую яму

Разными историями, связанными с транспортом, часто делятся и мои знакомые из разных городов.

Москвичка Оксана, как никто, знает, что такое час пик в метро и чем чревато невнимание и неуважение пассажиров друг к другу.

– Однажды возвращалась домой, попала в самую гущу пассажирского потока, – рассказала она. – Мало того, что меня, человека маленького роста, сдавили со всех сторон и я едва видела, куда иду, так еще втолкали в вагон и прижали к поручням: было очень больно, а пошевелиться невозможно. На своей станции вышла с не меньшим трудом, случайно поскользнулась и провалилась ногой в зазор между перроном и поездом. По мне не прошелся только ленивый. Я уже молилась, чтобы остаться живой, когда двинется состав, ведь машинист в такой толпе не увидит застрявшего человека. На мое счастье, на помощь пришел мужчина: он вытащил меня из провала за пару секунд до того, как закрылась дверь и поезд тронулся с места.

Конечно, у нас в Витебске нет метро, но не раз замечала, как непросто, например, молодым мамам с детскими колясками в транспорте. Особенно опасен спуск, если не помочь женщине преодолеть его: малыши могут вывалиться из прогулочных колясок, что однажды и произошло на моих глазах. Как мама я долго переживала увиденное. И из солидарности всегда стараюсь помочь поднять или спустить коляску. Наши бравые мужчины тоже чаще всего спешат на выручку мамам и маленьким детям, но некоторые в таких случаях остаются слепы и недвижимы.

Народные мотивы

Ольга, уроженка Витебска, сменила город на деревню, и ей пришлось пользоваться услугами рейсовых автобусов: добираться в ближайший крупный населенный пункт в магазин, на учебу в областной центр, в гости к родным.

– Если ты думаешь, что я хочу рассказать тебе об ужасах междугородних переездов, то глубоко заблуждаешься, – сразу расставила точки над «i» моя знакомая. – Поначалу, конечно, боялась, что не смогу привыкнуть, но все оказалось намного лучше, чем я думала. Главный плюс автобусов, которые курсируют по регулярным маршрутам, – их пунктуальность. Второе, чем мне импонируют рейсовые автобусы, – это попутчики. Одно время часто встречала одну и ту же бабушку, которая мне помогла советом по воспитанию ребенка, хотя, как правило, я пропускаю их мимо ушей, и поделилась множеством хороших рецептов. А еще она была заядлой любительницей «тихой охоты» и сбора ягод, так что знала в окрестностях все заветные полянки с боровиками и земляникой. За это хотелось бы сказать ей отдельное спасибо.

Не могу не вспомнить похожий случай, произошедший со мной. Я только окончила школу, ездила в Витебск на вступительные экзамены и где-то основательно простудилась. Однажды попутчица, дама золотого возраста, обратила внимание на мой глубокий кашель и посоветовала народное средство – отвар на меду и капустные компрессы. Помню, что избавилась от кашля довольно быстро. Правда, еще и терапевта посетила опять же по настоятельной рекомендации доброй попутчицы.

Кстати, Ольга, кроме других положительных впечатлений от рейсовых автобусов, заметила, что под мерное покачивание транспорта легко засыпается или напеваются подпадающие под такт песни, которые помогают скрасить монотонность дороги.

Дирижерский контроль

Конечно, непросто контролировать весь этот нестройный пассажирский оркестр, который так и норовит сыграть фальшиво или сломать пюпитр соседа, а то и наставить заячьи ушки, причем себе. Кондукторам нелегко лавировать между настроением людей и своими прямыми обязанностями. Оправдано желание пассажиров комфортно добираться до места работы или учебы. Но все ли помнят, что, помимо права удобно ехать, у нас есть еще обязанность оплачивать услуги городского транспорта? Где он – наш внутренний контролер?

Я могла бы привести немало примеров неблаговидного поведения пассажиров, вредных советов и прочего негатива. Но в этой связи хочется вспомнить метод отца автопромышленности Генри Форда. В цехах он часто замечал кучи хлама и отметил, что рабочие безответственно и с ленцой трудятся в таких условиях. Что сделал изобретатель конвейерного производства? Велел покрасить углы в цехах белой краской. Трудяги перестали сбрасывать туда ненужные детали и мусор, чаще убирали на рабочих местах, начали следить и за внешним видом. Через короткое время производственные показатели взлетели в гору. Спросите, почему? Потому что был показан белый – чистый и позитивный – пример для подражания.

Теперь давайте порассуждаем, стоит ли выставлять напоказ все то темное и нелицеприятное, что творится на душе у человека, и открыто порицать невоспитанность? Возможно, иногда это и нужно. Но не лучше ли вместо упреков показать положительный образец поведения, учить доброму отношению друг к другу и взаимовыручке?

Фото Дмитрия ОСИПОВА.


При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ