Об этом сказал известный гитарист-виртуоз, мультиинструменталист, композитор, аранжировщик Дидюля во время «Звездного часа», который прошел в рамках Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске».
Валерий Дидюля родился в 1969 году в Гродно. Выступал в составе вокально-инструментального ансамбля «Алые зори». Потом работал звукорежиссером в ансамбле танца «Белые росы». Первый альбом «Фламенко» вышел в 2000 году, а в 2002-м он собрал одноименную группу музыкантов и начал концертную деятельность. Сегодня творчество Дидюли известно не только в России и Беларуси, но и в дальнем зарубежье. Он является автором около 120 инструментальных композиций.
– Как гитара попала к вам в руки?
– Меня всегда окружал мир музыки. Ее очень любили мать и отец. Мне часто включали пластинки с детскими сказками, которые сопровождались белорусскими, русскими, украинскими песнями. Они оказали сильное влияние на меня. Можно смело сказать, что моя музыка имеет народные корни.
В пять лет получил в подарок свою первую гитару. Это помогло раскрыть любовь к музыке. В школьные годы занимался с преподавателем на курсах, изучал аккорды, приемы игры. Кстати, нынешним родителям посоветую следить за музыкальными пристрастиями детей. Если не приглядываться, можно не заметить детского стремления к чему-либо.
– Что вас вдохновляет?
– Это люди, которые меня окружают, природа, книги, великая классика. Музыка – это язык, который помогает задуматься, что, кроме материального мира, есть нечто неосязаемое, но великое.
– Расскажите о вашем участии в «Евровидении»?
– В 2014-м я и Макс Лоранс в дуэте подали заявку на участие в музыкальном конкурсе от Беларуси. Мы подготовили масштабный номер. В нем была заложена мысль: какие бы внешние обстоятельства ни складывались, наша сила духа позволяет нам преодолеть любые преграды. Текст к песне Now You're Gone сочинил экс-солист групп Deep Purple и Rainbow Джо Линн Тернер. Помимо музыкантов, на сцене находились танцоры. В хореографию включили элементы сурдоперевода. За нас тогда проголосовали зрители.
– Еще раз попробовали бы о себе заявить?
– Хочется участвовать в таких проектах, идеи есть. Как только подвернется такая возможность, я обязательно ею воспользуюсь.
– Сколько у вас инструментов?
– Около 35. Это не музейные экспонаты, они активно используются в студийной работе, также даю их другим музыкантам. Чаще всего гитары создают мастера по моему заказу. Есть те, которые покупаю в магазине.
– Вы сотрудничаете с другими артистами?
– Да, были проекты с Дмитрием Маликовым, Авраамом Руссо, Кристиной Орбакайте и опыт в кино: написал музыку для фильмов «Фото для моей девушки» Алексея Колмогорова и «Кочегар» Алексея Балабанова. Я люблю смешивать разные творческие потоки. Кстати, проект «ДиДюЛя» – это сочетание таланта разных артистов, их опыта, огромного труда.
– Какой концерт, где вы были зрителем, запомнился больше всего?
– Выступление ансамбля танца «Белые росы», где когда-то работал звукорежиссером. Этот коллектив известен своим самобытным искусством. Его руководитель собирал белорусский фольклор, и затем артисты передавали его в современной интерпретации.
– Как нашли свой стиль?
– Если нравится то, чем занимаешься, – это знак того, что на правильном пути. Нужно играть на разных инструментах и прислушиваться к себе. То, что чувствуешь, развивать дальше. В конце концов появится свой стиль.
– Какой совет дадите начинающим артистам?
– Путь музыканта – это путь воина. Есть много преград, собственных сомнений по поводу: правильно ли все делаешь, подходит ли твоя музыка времени. Определиться помогают различные конкурсы. Например, я участвовал в «Зорнай ростані» и завоевал там Гран-при. Такие моменты окрыляют.
– Какие планы на будущее?
– В Беларуси много замков. Хотелось бы в них провести серию концертов, а также в Летнем амфитеатре в Витебске.
Фото Елена ФЁДОРОВА