Доцент кафедры дизайна и моды Витебского государственного технологического университета Людмила Тараканова – известный далеко за пределами Беларуси дизайнер, создатель собственного бренда эксклюзивной мужской одежды TARAKANOVA. Людмила – участница модных показов и выставок изделий легкой промышленности в Беларуси, России, Германии, Польше и Франции, победитель множества фестивалей и конкурсов модельеров-дизайнеров.
В конце прошлого года витебчанка удостоилась очередной высокой награды: Национальной премии белорусской моды – Belarus National Fashion Award by Zorka – в номинации «Дизайнер мужской одежды».
В интервью «Витебским вестям» Людмила рассказала о составляющих успеха, а также о некоторых тенденциях мужской и женской моды сезона «Весна – лето – 2018».
– Людмила, скажите, как определяли лучших для премии Belarus National Fashion Award by Zorka?
– Представители фешн-индустрии и специалисты моды из Италии, Англии и Беларуси выбирали победителей в десяти номинациях. Каждому эксперту, в том числе и мне, прислали анкету с именами претендентов на победу в различных категориях.
Предлагалось голосовать за любого, кроме себя. Очевидно, что на выбор экспертов в мою пользу повлияла коллекция CODA, посвященная 130-летию со дня рождения Марка Шагала.
– Какую награду считаете самой значимой?
– Прежде у меня были награды аналогичных конкурсов: в 2011-м как «Самый стильный дизайнер» и «Лучший дизайнер 2012 года». Но тогда победителей определяли по итогам голосования представителей СМИ. А лауреатов премии Belarus National Fashion Award by Zorka выбирали профессионалы моды. Мнение коллег – самое дорогое. Поэтому, наверное, эта награда наиболее ценная.
– А почему решили специализироваться именно на мужской моде?
– До 2002 года я, будучи преподавателем ВГТУ, создавала как мужские, так и женские коллекции. Регулярно участвовала в витебском фестивале модельеров-дизайнеров «Белая амфора», в котором неоднократно становилась лауреатом, а в 2006-м завоевала Гран-при.
Но специализироваться на мужской моде начала после сотрудничества с Новогрудской швейной фабрикой, которая долгие годы занималась выпуском одежды для представителей сильной половины человечества.
– Каким образом удавалось совмещать преподавание в ВГТУ и обязанности модельера-дизайнера на фабрике в Новогрудке?
– Три дня находилась в Витебске, четыре – в Новогрудке. И так восемь лет. Много времени проводила в дороге, часто ездила одна в пустом купейном вагоне. Это меня так вдохновляло! Очень много эскизов сделала под стук колес в поезде Барановичи – Витебск. Благо и родные, и коллеги в ВГТУ с пониманием относились к моим частым отлучкам.
– Что вы изменили в дизайне продукции этой швейной фабрики?
– В первую очередь, предложила выпускать обтягивающие брюки вместо стандартных прямых форм в виде труб со складками, которые плохо раскупались. По моей инициативе начали проектировать приталенные пиджаки, которые тогда только стали входить в моду.
От классического мужского силуэта мы перешли на молодежную линию. Плюс обратили внимание на разработку внутреннего дизайна, то есть подкладки. При этом освоили выпуск верхней одежды с большим количеством карманов. Стали делать на пиджаках фигурные рельефы. Тогда все мои идеи выглядели необычно.
Помню реакцию директора фабрики, которая говорила: «Что вы делаете, кто это будет носить?» Но с внедрением новшеств продукция предприятия стала продаваться лучше, значительно расширился ассортимент.
– Вернемся к вашим коллекциям. Где и когда можно купить одежду под брендом TARAKANOVA?
– Обычно создаю коллекции только к мероприятиям. Купить можно на фешн-маркетах в Минске или в городах России. Работаю лишь над подиумными вещами, но они не бесшабашно дизайнерские. Это повседневная одежда.
– Как должен выглядеть настоящий мужчина?
– Я сторонница того, чтобы мужчина, в первую очередь, выглядел ухоженно: в чистых брюках и свитере, был опрятен. Если внутренняя культура и чувство стиля в человеке присутствуют, он будет выглядеть хорошо постоянно. В чем беда мужчин? Они не всегда слушают подсказки своих жен или подруг. Женщины лучше чувствуют моду.
Мужчины должны прилично одеваться для представительниц слабого пола. Некоторым из них надо переступить через собственное «Я», сломать свои убеждения, чтобы выглядеть по-новому, но они к этому не готовы.
– То есть восприятие моды мужчиной и женщиной существенно отличается?
– Для мужчин главное – комфорт и удобство в одежде. Женщина же одевается ради красоты. Облачается в обтягивающее, чтобы подчеркнуть достоинства фигуры. Будет терпеть неудобство, но ходить на высоченных каблуках.
– Какая одежда будет в тренде весной – летом нынешнего года?
– В мужской моде возвращается спортивный стиль. В брюках станут актуальны зажимы в области лодыжек – а-ля спортивные штаны. Они могут быть из классической шерсти, но с трикотажными подвязами или на кулисках. Актуальны двубортные пиджаки с разным расположением пуговиц – на 3 – 4 ряда. Модны шарфы. Аксессуар добавляется и к пальто, и к курткам.
Что касается цвета, то в тренде оттенки рыжего, охры, кирпичный цвет, оттенки синего, черно-белое графическое решение и, конечно, любимые серые тона.
В тенденциях женской моды наблюдается удлинение костюма в пропорциях и увеличение объемов. В качестве верхней одежды дизайнеры рекомендуют изделия из плащевых тканей в клетку и горох. В классическом костюме решено вернуться к моде второй половины 1930-х годов, когда специально уплощалась грудь. Если раньше можно было наблюдать подчеркивание бюста, то сейчас его, наоборот, нивелируют.
Весной и летом будут в тренде юбки А-образного силуэта, то есть конусом. В моду возвращаются блузы с закрытым горлом в виде шарфа-галстука, Y-образный вырез на платьях. Что касается тканей, то отдавайте предпочтение принтам с цветами, но не на ярком, а на сером или сдержанно-матовом, болотном фоне. Будут популярны горчичные, красные, оттенки спелой вишни, травы, то, что носили модники 1980-х годов.
Евгений КАРПАС, Витебск. Фото из открытых источников.