Одинокая 80-летняя витебчанка, имея собственную квартиру, из-за своей доверчивости чуть не оказалась на улице благодаря соседям, убедившим ее сначала подарить, а затем продать недвижимость. Афера была вовремя остановлена.
После смерти мужа для Екатерины Александровны в одночасье померк свет. Шутка ли, душа в душу вместе прожили 60 лет! И в беде, и в радости поддерживали друг друга, помогали во всем. Ни разу Сергей Иванович не то чтобы оскорбил, даже голоса не повысил на жену.
В Витебск семья переехала с Севера в 1976 году. Там у мужа остались два племянника, которые, впрочем, не поддерживали с ним никаких отношений. Других родственников у них не было, так что жили друг для друга. В свои 80 лет самостоятельно себя обслуживали, более того, имели дачу, на которой выращивали овощи и цветы. Однажды Сергей Иванович вышел в магазин за продуктами и не вернулся. Известие о том, что супруг скончался от сердечного приступа на улице, повергло Екатерину Александровну в шок.
– Горе меня словно парализовало, днями и ночами я плакала, не могла ночью находиться в квартире, – вспоминала пожилая женщина. – Правду говорят, что утопающий за соломинку хватается, так и я.
С огромной благодарностью приняла от соседей заботу о себе и предложение по организации похорон мужа. У нас до этого были хорошие отношения, и я очень обрадовалась такому участию. Так не хватало поддержки и сочувствия!
Как тогда казалось, соседи мне были посланы Богом в лихую годину. Сестра соседки Светлана, проживающая с мужем в двухкомнатной квартире по другому адресу, предложила переехать к ней, а мою квартиру оставить ее дочке. Недолго думая, я согласилась. Более того, при переезде отдала Светлане накопленные за долгие годы 7100 долларов, за которыми та любезно согласилась присмотреть.
Екатерина Александровна выдержала месяц совместного проживания в новой семье.
«Благодетели» не стеснялись говорить ей напрямую, что и сколько она должна дарить на день рождения им, их дочери, какую сумму вносить в общую копилку на питание.
А потом без обиняков заявили, что дочери Виктории нужен новый автомобиль, на который Екатерина Александровна должна выделить 5 тыс. долларов. В знак благодарности, дескать, дети будут возить ее на дачу, при необходимости – в поликлинику и больницу.
– Меня словно зомбировали разговорами, как обо мне будут заботиться, я во всем с ними соглашалась, – поделилась Екатерина Александровна.
– Из накопленной суммы мои новоиспеченные опекуны 5 тыс. долларов потратили на приобретение авто. А 2100 долларов милостиво согласились оставить на мои нужды, то есть на похороны, установку памятника мужу. При этом меньше всего пеклись о деликатности, ведя со мной такие разговоры.
Как только потеплело, Екатерина Александровна съехала на собственную дачу. Отвлекаться от плохих мыслей помогала работа в огороде. Посадила картофель, овощи, ухаживала за растениями, пока не созрел урожай.
А тем временем «благодетели» провернули операцию по продаже квартиры без участия хозяйки. Через риелтора нашли покупателя. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы не его величество случай. Покупатель захотел лично встретиться с «сумасшедшей» бабушкой, недвижимость которой продают другие лица (этим должен быть заинтересоваться риелтор). При встрече оказалось, что бабушка в своем уме и на своих ногах, непонятно, почему на сделках лично не присутствовала и подписи на бумагах не ставила.
Вот тогда и состоялся откровенный разговор между Екатериной Александровной и нотариусом, который поинтересовался, почему ее заставляют добровольно лишать себя имущества и где она собирается жить, если ее выгонят. «На даче», – скромно ответила женщина.
И это в лучшем случае! Ее могли бы упечь в «психушку», сдать в дом престарелых.
Пожилые люди доверчивы как дети. Этим частенько пользуются мошенники, которые охотятся за одинокими людьми, обладающими недвижимостью или деньгами.
Хорошо, что все закончилось не так плачевно, как могло бы. Покупатель оказался бдительным, заподозрившим неладное в сделке с недвижимостью. Ключи от квартиры Екатерине Александровне возвратили в присутствии нотариуса. В тот же день она съехала от своих «благодетелей» в собственное жилье. А вот 5 тыс. долларов они так и не вернули.
Правоохранители не нашли состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 209 УК Республики Беларусь (мошенничество), в действиях соседей Екатерины Александровны. Но это нисколько не оправдывает их. Как знать, насколько далеко завели бы пожилую женщину благовидные, на первый взгляд, намерения «опекунов».
Фото из открытых источников.