В августе отмечают три праздника в честь Спасителя Иисуса Христа, три Спаса: первый — 14 августа (по народным традициям — «на воде», медовый), второй — 19 августа («на горе», яблочный), третий — 29 августа («на полотне», ореховый).
Медовый
Праздник первого Спаса установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал верх над болгарами, а греческий император Мануил — над арабами в 1164 году. Оба имели в своих войсках Святой Крест Господень. Они усердно молились ему о помощи и удостоились вместе с воинами чудного видения: от икон Спасителя и Матери Божией исходил свет и осенял сражавшихся. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили.
В церковном календаре этот праздник сопровождается выносом креста, крестным ходом и торжественным водосвятием рек, озер, водоемов. Поэтому в народе первый Спас называют еще мокрым.
Этот день — праздник пчеловодов, когда они заламывают в ульях первые медовые соты. «На первый Спас и нищий медку покушает», — говорят в народе. Полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Первые соты обычно несли в церковь: не только на освящение, но еще и на помин родителей.
С 14 августа начинался, как правило, посев озимых хлебов: «Первый Спас — первый посев», — говорили наши предки и непременно приносили в церковь семена, а поля перед севом окропляли святой водой. Освящали также и колодцы.
Старались выкопать колодец именно к этому празднику. Воду оттуда брали только после освящения на Медовый Спас. Считалось, что после этого он будет всегда радовать своих хозяев чистой и целебной водой.
Согласно народному календарю именно в этот день начинается настоящая осень. Тепло идет на спад, ночи становятся холодными, а вода в водоемах уже так не нагревается.
Яблочный
Второй Спас празднуется в день Преображения Господня. Евангелия рассказывают о том, что Иисус, взяв Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору для того, чтобы помолиться. Во время этой молитвы и произошло Преображение — лицо Иисуса озарилось светом, а одежда стала белее снега. Затем появились пророки Моисей и Илия, они беседовали с Иисусом о его исходе, который в скором времени произойдет в Иерусалиме. Ученики были напуганы. Но Иисус успокоил их и запретил рассказывать о том, что произошло, пока он не воскреснет, как было предначертано. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения.
Раньше до второго Спаса нельзя было есть фрукты. 19 августа их несли в церковь для освящения, после чего их разрешалось употреблять в пищу. Поэтому в народе второй Спас называется яблочным. По традиции вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих и лишь затем сами ели.
Василий Селиванов в своей книге писал: «В этот же день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних все то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком. Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день в садах насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и развозят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни все раскупается».
Яблочный Спас еще называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Верующие люди пекли пироги, варили варенье с этими фруктами и угощали ими друг друга.
Свадьба в этот день – хорошая примета. 19 августа считалось открытием свадебного сезона, заключение брака сулило счастливую и долгую супружескую жизнь. Зеленое яблоко символизирует новую семью, верность и благополучие.
Ореховый
Третий Спас — «на полотне», назначенный в память перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь.
Существует предание, что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя, князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжкой болезни. Когда живописец увидел лик Спасителя, ему захотелось изобразить его черты на полотне, но все труды остались напрасны — никак не мог их уловить. Заметив это, Иисус велел принести воды, умылся, вытер лицо платком, и, к удивлению присутствующих, на ткани тотчас же появилось изображение Христа. Этот нерукотворный образ Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором говорил: «Блажен ты, что уверовал в меня, не видав меня. После вознесения моего придет к тебе ученик мой и совершенно исцелит тебя от недуга».
Князь, получив образ и поклонившись ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в городе Едессе, впоследствии был перенесен в Константинополь, это было совершено 29 августа.
В народе третий Спас означал окончание жатвы и озимого сева. Называли его еще ореховым, потому что к этому дню, как правило, созревали орехи. И поговорки были соответственные: «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!», «Третий Спас хлеба припас». «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас». В этот день пекли пироги и печенье из нового хлеба.
Также примечали отлет птиц: если журавль улетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. Если аисты начинали готовиться к вылету за неделю перед Спасом, то зима будет ранней и морозной, а весна теплой; если же после – осень будет теплая, зима поздняя, а весна холодная.