Жалобы в различные инстанции от десятков недовольных клиентов, месяцы ожидания выполнения заказов, судебные иски. Таков итог работы одного из витебских ИП, который занимается продажей дверей, окон и мебельной фурнитуры. Как найти управу на таких недобросовестных бизнесменов? Попробуем разобраться.
Предыстория
Сначала ко мне обратилось несколько клиентов ИП Светланы Пухта из Витебска, которая вместе с продавцом-консультантом Дмитрием Павлиновичем (он оформляет сделки) уже не один год занимается продажей окон и дверей. Граждане пожаловались на затягивание сроков выполнения заказов. Затем я узнал о двух исках по этому же поводу, причем по одному судебное решение не исполняется почти полгода. Дальше – больше.
Оказалось, что летом с похожими проблемами столкнулись еще 14 (!) покупателей, которые, объединившись, обратились в ОВД Октябрьского района Витебска с требованием привлечь недобросовестного ИП к уголовной ответственности за мошенничество. Только после этого с ними постепенно рассчитались: кому-то вернули деньги, кому-то выполнили заказы.
В милиции деятельность ИП проверили и в уголовном преследовании отказали в связи с отсутствием состава преступления: все обязательства предприниматель признавал и обещал их выполнять, а просрочку объяснил тяжелым финансовым положением.
ИП продолжает работать, правда, получается это вновь как-то не очень. В начале ноября было как минимум пять клиентов, которые ждали полностью оплаченные двери и окна от нескольких месяцев до полугода сверх положенного по договорам срока. Что делать?
Цена доверия
Мама четырех детей Ольга Трухан из Витебска в декретном отпуске. Два года назад семья получила квартиру и занялась ремонтом. Покупать межкомнатные двери решили у ИП Светланы Пухта, у которой уже без проблем приобретали входные. 23 декабря прошлого года четыре двери оформили на родственницу, получив банковскую рассрочку (молодым мамам кредиты не давали).
Заказ оплатили полностью – 971 рубль. Но через положенные по договору 25 дней двери никто не привез, продавец не звонил, а когда Ольга забеспокоилась, начал «кормить завтраками». Лишь через два месяца товар привезли, но он оказался не того цвета, другого, более дешевого, со слов покупателя, производителя. Ольга отказалась от дверей и попросила вернуть деньги.
После очередного выяснения отношений продавец пообещал сделать это до 31 марта, но опять подвел. Только после второго судебного заседания по иску о невыполнении договорных обязательств, уже в мае, предприниматель отдал 900 рублей.
Также было заключено мировое соглашение, согласно которому до 5 июня ИП должен был выплатить оставшиеся 900 рублей – неустойку, проценты за пользование чужими деньгами, за моральный вред, услуги адвоката и долг по договору.
Когда сроки вышли, Ольге пришлось самой инициировать принудительное исполнение судебного решения через исполнителей, но денег она до сих пор не увидела.
Долгое время без дверей в доме, где идет ремонт, оставалась Ольга Лебедева, которая еще 7 июня их полностью оплатила (960 рублей), но так и не дождалась. Хотя после неоднократных жалоб предприниматель письменно обещал выполнить заказ до 6 сентября.
С 3 августа (при месячном сроке по договору) ждет свои окна ПВХ и Александр Перепелкин. Заплатив в качестве предоплаты всю сумму (747 рублей), он остался без окон и денег, которые теперь пытается истребовать через суд.
Своя правда
Павильон «прославившегося» ИП «Окна, двери» сейчас находится в ТЦ «Мега» (место 120А). Небольшая точка заставлена различными моделями дверей: от дорогих входных до бюджетных межкомнатных.
Сначала я выступил в роли клиента, который хочет поменять пять дверей в квартире. Вежливый продавец Дмитрий Павлинович помог определиться с соотношением цены и качества, по его словам, почти все предлагаемые модели можно будет увидеть в своей квартире буквально через неделю.
Все пристойно, если бы не подмоченная репутация…
Причем никаких «серых» схем: заключается типовой договор купли-продажи, где прописаны сроки поставки товара и даже неустойка за каждый день просрочки (правда, небольшая — 0,1% от суммы заказа), есть кассовый аппарат. Продавец просит оплатить заказ по возможности сразу, мол, так удобнее и быстрее. Почему бы и нет, если все официально? Но ради чистоты эксперимента я предлагаю лишь 50% от оговоренной суммы, а остальное – после установки дверей. Дмитрий согласен.
Все пристойно, если бы не подмоченная репутация. Раскрываю карты, представляюсь, и Дмитрий перестает улыбаться. Прессе здесь не рады. Едва удается задать пару вопросов, а заодно и ознакомиться с книгой жалоб и предложений.
«Несколько человек – это не проблема»
— Почему затягиваете выполнение заказов? Люди жалуются, – спрашиваю.
— Несколько человек – это не проблема, — отвечает Дмитрий. – Каждый день мы оформляем несколько новых заказов, ставятся наши двери и окна. Пять обращений по поводу просрочки не так уж и много. Конечно, есть финансовые сложности, что связано с падением спроса, дорогой арендой, налогами. Люди должны понимать, что есть изделия, которые не изготавливаются быстро, нужно подождать. Не все зависит от нас.
— Почему вы тогда вводите в заблуждение своих клиентов по поводу сроков поставок? – уточняю я.
— У всех есть свои сложности, — мнется продавец. – Всем покупателям не угодишь. Больше я ничего комментировать не буду.
Перед уходом я полистал книгу жалоб и предложений. Она исписана просьбами, требованиями и жалобами недовольных покупателей. Хотя справедливости ради есть и несколько благодарностей.
Уже после моего визита ИП Светлана Пухта пообщалась со мной по телефону.
– Я понимаю сложившуюся ситуацию и согласна с претензиями покупателей, — объяснила она. – Только в этом году я заплатила около 11 тыс. руб. налогов, аренды и зарплаты. При том, что в прошлом году, например, в сентябре месячный оборот достигал 20 тысяч, а сейчас лишь три.
Мы ошиблись при выборе системы налогообложения и делали слишком большие скидки, при том, что поставщики нередко поднимали цены до оплаты заказанной продукции. Работали с мизерной прибылью. Поэтому сейчас поставляем только те товары, которые есть в наличии, чтобы сразу привезти их клиенту и получить свой доход за счет нашей наценки. Эти деньги идут на погашение задолженностей, к тому же я взяла у знакомых в долг крупную сумму. Со всеми рассчитаемся и выплатим компенсации.
Только суд
В управлении торговли и услуг Витебского горисполкома в курсе сложных взаимоотношений Светланы Пухта и ее клиентов. Главный специалист Ольга Лукашкова, в компетенции которой вопросы защиты прав потребителей, сообщила, что с начала года поступило шесть обращений граждан по поводу затягивания сроков выполнения заказов предпринимателем, а одно из них – коллективное.
После вмешательства властей ситуация исправляется.
– Обращение мы рассматривали с выездом в торговую точку, – рассказывает Ольга Константиновна. – Наравне с неисполнением договорных обязательств был установлен факт нарушения правил торговли, и предприниматель привлекался к административной ответственности. По всем обращениям он получил официальное уведомление из горисполкома о необходимости выполнить договорные обязательства в кратчайшие сроки. Если ничего не изменится, добиваться выполнения обязательств можно только в суде, так как это гражданско-правовые отношения.
Для этого нужно соблюсти некоторые формальности: письменно уведомить предпринимателя о претензии по невыполнению договорных обязательств или написать обращение в книге жалоб и предложений либо направить заказным почтовым отправлением и дождаться ответа.
Затем в горисполкоме мы поможем бесплатно составить исковое заявление, по таким делам не взимается и госпошлина. Помимо основной суммы, в суде также можно взыскивать средства за моральный и материальный ущерб, неустойку.
«Многие предприниматели все же дорожат репутацией»
По словам Ольги Лукашковой, подобные обращения сегодня довольно редкие – большинство предпринимателей дорожат репутацией, а значит, и клиентами. В то же время специалист советует вдумчиво читать договор, обращая особое внимание на сроки его выполнения, размер неустойки, штрафные санкции.
Стоит понимать, что этот документ обсуждаемый, и клиент вправе предлагать свои изменения. Это же касается и предоплаты, которая вносится по согласованию между продавцом и клиентом и вовсе не должна быть 100-процентной. Также в управлении торговли и услуг горисполкома рекомендуют читать отзывы о продавцах в интернете, а на месте просматривать книгу жалоб и предложений, которая предъявляется по первому требованию.
Налоговая информирует
Начальник управления информационно-разъяснительной работы МНС Республики Беларусь по Витебской области Владимир Куликов, к которому я обратился за консультацией, сообщил, что регулирование договорных отношений между продавцом и покупателем не в компетенции налоговых органов.
– Налоговая инспекция не репрессивный орган, – подчеркнул он. – Наша работа заканчивается тогда, когда предприниматель исполнил свои налоговые обязательства. Действительно, могут быть не очень успешные предприниматели, которые подводят клиентов, но прекратить их деятельность мы не можем, так как ИП не получают лицензий, разрешений и так далее.
Более того, в связи с упрощением налогового законодательства многими видами деятельности теперь можно заниматься даже без регистрации, в статусе физического лица. Например, отделочными, ремонтными работами, парикмахерскими услугами и пр. Если вас что-то не устроит, поможет только суд.
К слову, в МНС удалось узнать, что Светлана Пухта как предприниматель зарегистрирована в Миорском районе. Она находится в государственном реестре, а значит, действующий ИП. Налоговые декларации подает регулярно. Получается, она вполне добропорядочный налогоплательщик.
Слово правоохранителям
Ситуация на контроле прокуратуры Витебска: именно туда в конце октября обратились с письменными обращениями пять покупателей.
– В связи с необходимостью проверки доводов заявителей 8 ноября отменено ранее вынесенное постановление ОВД Октябрьского района об отказе в возбуждении уголовного дела, – сообщила старший помощник прокурора Витебска Татьяна Опалева. – Также обращение направлено в ИМНС по Витебской области для проведения дополнительной проверки деятельности предпринимателя, а также в управление торговли и услуг горисполкома.
Как результат проводимой работы погашена задолженность перед тремя заявителями (на 14 ноября. – Прим. авт.), со стороны ИП принимаются всевозможные меры по погашению задолженности перед остальными.
В этом году уже были факты привлечения к уголовной ответственности лиц за подобные действия, квалифицированные как мошенничество. При этом деньги потерпевшим не возвращены до сих пор.
Потребителям стоит знать, что на сайте www.nalog.gov.by в свободном доступе размещена информация о правовом статусе и финансово-хозяйственной деятельности организаций и ИП. Люди могут самостоятельно оценить свои финансовые риски. В любом случае прекращение деятельности предпринимателя в связи с ликвидацией и исключение его из реестра не снимают с него ответственности по обязательствам как физического лица.
Вместо эпилога
В последние дни ситуация действительно меняется в лучшую сторону. ИП Светлана Пухта работает с клиентами по просроченным заказам. 14 ноября наконец-то привезли двери Ольге Лебедевой. Пусть и с большой просрочкой, но продукция поставляется, кому-то возвращаются деньги.
Есть подвижки и в рамках исполнительного производства, которое ждет своего разрешения почти полгода, – возмещение 900 рублей по договору от 23 декабря прошлого года. Заведующий сектором отдела принудительного исполнения Первомайского района Витебска Ирина Федорова сообщила, что на момент подготовки публикации арестован расчетный счет предпринимателя (но денег там нет), описано некоторое имущество по месту проживания, что позволит частично погасить задолженность. Вчера был еще один суд, но решения пока нет...
Фото из открытых источников