Сбалансированное выполнение бюджета Витебской области позволяет обеспечить бесперебойное финансирование социальной сферы, поддерживать приоритетные направления экономики и продолжать работы на объектах высокой социальной значимости. В этом немалая заслуга и областной
налоговой инспекции, которая после двухлетнего перерыва вновь признана лучшей в Беларуси по итогам работы за 2020-й.
О цене успеха и слагаемых его стабильности, а также как идет процесс превращения налоговой службы в крупную сервисную платформу, способную сделать уплату налогов незаметной процедурой, в интервью «Витебским вестям» рассказал начальник областной налоговой инспекции Валерий Лобацевич.
— Валерий Николаевич, сразу хотелось бы уточнить критерии, по которым оценивается работа инспекций для выявления передовиков.
– Для определения такого статуса как таковых критериев оценки не существует. Рассматривается, прежде всего, организация работы инспекций по каждому направлению деятельности налоговых органов, и оценивается ее эффективность в сопоставлении с другими регионами страны.
Хочу особо подчеркнуть: первое место – это победа не только и не столько налоговых органов, как достижение всех плательщиков Витебской области, которые в добровольном порядке уплачивают 98,4% налоговых платежей, что выше, чем в среднем по Беларуси.
В непростых условиях 2020-го, когда пандемия коронавируса негативно повлияла на экономику, предприятия и организации региона находили возможности для продолжения деятельности, выплаты зарплат, своевременных расчетов с бюджетом. Более того, прибавить по доходам удалось даже на фоне налоговых преференций, предоставленных по Указу №143 субъектам хозяйствования наиболее пострадавших от пандемии отраслей. В 2020 году нормами указа воспользовались 11,5 тысячи плательщиков, в их распоряжении осталось 3,5 млн рублей.
— По каким направлениям налоговой службе удалось наиболее существенно прибавить, каким направлениям уделялось повышенное внимание и почему?
— Наши усилия неизменно концентрируются на основном направлении развития налоговых органов – совершенствовании индивидуальной работы с каждой категорией плательщиков, основанной на партнерстве. При этом взаимодействие выстраивается на качественно новом уровне, внедряются и активно используются информационные технологии, постоянно расширяется спектр электронных услуг. Сегодня электронное взаимодействие с налоговыми органами осуществляют 33 тыс. организаций и более 100 тыс. физлиц. Один из ярких примеров в тему: если в 2020-м налоговые декларации по подоходному налогу с использованием электронного сервиса «Личный кабинет физического лица» представили свыше 2,5 тыс. физлиц, или более 80% от общего количества задекларировавших доходы, то в текущем году их удельный вес уже превышает 90%, причем декларационная кампания еще не завершилась.
Цифровая трансформация напрямую касается и процессов администрирования. Наша служба стремится создать комфортные условия для уплаты налогов путем внедрения новых эффективных моделей оказания услуг плательщикам. Целью развития любой налоговой администрации является быстрая и бесконтактная работа с добросовестными плательщиками, которые, не отвлекаясь от привычных дел, в несколько кликов смогут выполнить свои налоговые обязательства и при этом практически не замечать налоговую службу.
На официальном сайте Министерства по налогам и сборам представлено более 20 сервисов, которые позволяют налогоплательщикам решать большинство своих вопросов в режиме онлайн. Например, у физлиц есть возможность использовать электронный сервис автоматического заполнения налоговой декларации на основании сведений, находящихся в распоряжении налоговых органов, так называемый префайлинг. В этом же направлении развиваются сервисы и для юридических лиц. Например, уже доступно автоматическое формирование налоговой декларации по налогу на игорный бизнес с использованием данных из учетной системы МНС. В ближайшем будущем планируется предоставить плательщикам возможность автоматического формирования налоговой декларации и по налогу при упрощенной системе.
Для тех, кто предпочитает личное посещение инспекции, созданы центры обслуживания плательщиков в крупных городах.
С 2016 года среди налогоплательщиков проводятся независимые социологические исследования с целью изучения качества работы налоговых органов в разрезе регионов. В результате последнего исследования за 2020 год 85,3% плательщиков Витебской области положительно оценивают качество услуг налоговых органов (показатель лучший в республике).
— Насколько успешно удается совмещать выстраивание доверительного партнерства с плательщиками с выполнением контрольных функций, которые никто с налоговиков не снимал?
— Мы отчетливо понимаем, что добросовестность подавляющего большинства субъектов хозяйствования не исключает возможности ошибок и недочетов. Поэтому сместили акцент в контрольной работе на профилактику и предупреждение правонарушений, а не на привлечение к ответственности за их совершение. Одним из основных инструментов в этом плане является камеральный контроль. Он позволяет дистанционно отслеживать своевременность и полноту уплаты налогов, а если потребуется — предотвращать на ранней стадии правонарушения, при этом предоставляя плательщику право на добровольное исполнение налоговых обязательств без вмешательства в его текущую деятельность. В ходе камеральной проверки деятельность субъекта оценивается на основании всей имеющейся в распоряжении налоговых органов информации. И результаты подразделений камерального контроля убеждают, что мы движемся в правильном направлении.
За 2020 год плательщикам направлено 63 тыс. сообщений и уведомлений о корректировке налоговых обязательств в добровольном порядке. В результате бюджет дополнительно пополнили доходы на сумму 54 млн рублей. Подчеркну, что плательщики сделали это сознательно, без какого-либо понуждения.
К сожалению, не все субъекты хозяйствования добросовестно исполняют налоговые обязательства. При установлении таких фактов рассматривается вопрос о назначении проверки, и решение принимается с учетом риск-ориентированного подхода. Это значит, что основное внимание уделяется плательщикам, чья деятельность сопряжена с высокими рисками совершения нарушений, прежде всего тем, кто использует схемы ухода от налогообложения.
За прошедший год выявлено 70 фактов занижения налоговых обязательств. Для этого использовались схемы дробления бизнеса, выплаты заработной платы «в конвертах», необоснованное применение льгот по налогам, незаконный возврат из бюджета налога на добавленную стоимость, применение трансфертного ценообразования при осуществлении внешнеторговых сделок и другие. По результатам контрольных мероприятий, направленных на пресечение таких правонарушений, дополнительно предъявлено к уплате в бюджет 25 млн рублей.
Фото из архива «ВВ».