В Арт-центре Марка Шагала открылась выставка «Немецкая оккупация в графике Меера Аксельрода», приуроченная к Международному дню памяти жертв Холокоста.
Имя уроженца Молодечно Меера Аксельрода мало знакомо на родине. В Национальном художественном музее хранится несколько его работ, а персональных выставок в нашей стране вовсе не было. Так что Витебск, можно сказать, открывает этого художника. Кстати, за возвращение имени Меера Аксельрода борется Минский областной краеведческий музей в Молодечно, его сотрудники высказали благодарность Музею Марка Шагала, организовавшему первую в Беларуси экспозицию мастера живописи и графики.
Илья Васильев, директор Музея Марка Шагала Ирина Воронова, главный специалист главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома Денис Юрчак
Меер Аксельрод родился в 1902 году, в начале Первой мировой войны семья после выселения царским правительством жителей из прифронтовой полосы переехала в Тамбов, с 1918-го будущий художник жил в Минске, зарабатывал на жизнь рекламными плакатами для кинотеатров, окончил реальное училище, служил чертежником Управления связи Красной Армии. После участия в большой художественной выставке в Минске получил от Наркомпроса Беларуси направление на учебу в Москву, учился в знаменитом
ВХУТЕМАСе. В 1930-х годах картины Меера Аксельрода выставлялись во Франции. Но вскоре он попал под кампанию по борьбе с формализмом и вынужден был перейти к иллюстрации книг и сценографии. Работал с Сергеем Эйзенштейном над фильмом «Иван Грозный».
Посмертные выставки художника проходили в Москве, Нью-Йорке, Лондоне, городах Германии, Израиля, его картины хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Творчество Аксельрода высоко ценил поэт Арсений Тарковский, который писал: «Это прекрасный пример того, как выгодно быть честным и чистым человеком…» Прожив неполных 68 лет, Меер Аксельрод оставил большое наследие – около шести тысяч живописных и графических произведений: портретов и пейзажей, рисунков, гравюр, театральных эскизов, книжных иллюстраций.
На выставке в Витебске, организованной Музеем Марка Шагала совместно с фондом Александра Печерского и галереей «Веллум», представлены графические работы художника, объединенные общей темой «Немецкая оккупация». Насилие, издевательства, расстрелы, руины, пепелища – мрачные сюжеты с документальной точностью передают трагические переживания военных лет.
Большое количество законченных вариантов одного и того же сюжета, выполненных на разной бумаге и в разной технике, демонстрируют бесконечные поиски наибольшей выразительности создающегося образа. Многие из них были использованы как иллюстрации к книгам еврейских писателей: Ривы Рубиной, Льва Квитко, Нояха Лурье, Михаила Лева.
В открытии экспозиции принял участие председатель фонда Александра Печерского, историк, коллекционер из Израиля Илья Васильев. В прошлом году он привозил в наш город выставку, рассказывающую об одном из самых заметных еврейских религиозных деятелей первой трети ХХ столетия, который более двадцати лет был раввином Витебска, Шмарьягу-Лейб Медалье.
Работы Меера Аксельрода можно увидеть в Арт-центре Марка Шагала до конца февраля.
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.