Молодая актриса приходит в первый раз в театр, выходит на сцену и с восторгом произносит: «Вот она – сцена! Театр! Храм!». За ее спиной раздается голос: «Вот-вот. Храм-храм и нет человека!». Такой анекдот рассказала журналистам во время своего «Звездного часа» известная российская актриса театра и кино Анна Большова и поделилась секретами того, почему за два десятка лет профессиональной деятельности театр ее «не схрамкал». А ведь за это время ею сыграно огромное количество прекрасных ролей. Кроме того, Большова блистала в таких сериалах и кинофильмах, как «Мой личный враг», «Солдаты-12», «Выйти замуж за генерала», «Петровка,38», «Лесник» и др. Пробовала силы, и не безуспешно, в телепроектах «Звезды на льду», «Повтори». В Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске» Анна Большова принимала участие впервые. И, естественно, первый вопрос журналистов был насчет ее впечатлений от города над Двиной.
– Поразила теплая радушная атмосфера в Витебске, – отметила Анна. – Всеобъемлющее ощущение праздника. Дай Бог процветания этому фестивалю! Чем больше такой вот творческой жизни, тем лучше. Пой, играй, читай, делай. Главное – делай качественно и добросовестно!
Роўна 80 гадоў таму народны паэт Беларусі Янка Купала атрымаў сваё новае лецішча ў вёсцы Ляўкі на Аршаншчыне.
Пра гэты маляўнічы куток на беразе Дняпра ўжо столькі пісана-перапісана, і ўсё роўна, які б раз ні трапляў сюды, знаёмлюся з мемарыяльным запаведнікам быццам бы першы раз. Да таго ж ёсць нагода: зараз адбываецца поўная змена экспазіцыі гэтага філіяла літаратурнага музея паэта. А гісторыя прыгожага кутка наступная. Пабываўшы ў гэтых мясцінах у творчай камандзіроўцы, Купала быў зачараваны прыгажосцю аршанскага краю і загарэўся летуценнямі пра ўласны куток тут. Яны хутка спраўдзіліся. Пакуль не пабудавалі ўласнае жытло, жыў у гасціннай сям’і ляснічага Шыманскага. Самае цікавае, што праект паэт рабіў сам і трымаў яго ў тайне. Хацеў зрабіць сюрпрыз сваёй жонцы. Нарэшце ў тым жа 1935-м, калі і распачалося, будаўніцтва было скончана.
В экспозиции «Таинство формы», которую можно посетить в Художественном музее Витебска, более трех десятков работ из липы, осины, дуба и других пород древесины. Некоторые из произведений ранее выставлялись в областном центре, но многие публика увидит впервые. В их числе — «Чернобыльская Мадонна», «Венера», «Змея», «Носорог». Новинки тоже выполнены в свойственной Андрею Чигирову манере — здесь хватает простора для размышлений и воображения, а вот детально-реалистичные образы встречаются нечасто. Для их создания автор использовал различные инструменты, но есть и работы, выполненные только с помощью топора.По словам скульптора, который сейчас живет в Копыси Оршанского района, конечный результат творческого процесса всегда зависит не только от него самого, но и от того, что подсказывает материал.
— Какая-то начальная идея обязательно нужна, но в дереве она все равно точь-в-точь не воплотится. Я никогда не могу быть уверенным в том, что получится в итоге, — объясняет Андрей Николаевич, признаваясь, что сам всегда с интересом ожидает завершения работы. — Дерево — живой материал. И, как все живое, оно не терпит подчинения и само знает, что в нем заключено. Поэтому необходимо идти на компромисс и через дружбу, любовь находить с ним что-то общее.
Два вернисажа, две страны, два литературных гения и национальных пророка Янка Купала и Ян Райнис… Что их объединяет кроме стен областного краеведческого музея, послужившего выставочной площадкой? Каждый посетитель городской ратуши может дать свой ответ на этот вопрос до 6 сентября.
В августе отмечают три праздника в честь Спасителя Иисуса Христа, три Спаса: первый — 14 августа (по народным традициям — «на воде», медовый), второй — 19 августа («на горе», яблочный), третий — 29 августа («на полотне», ореховый).
Медовый
Праздник первого Спаса установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал верх над болгарами, а греческий император Мануил — над арабами в 1164 году. Оба имели в своих войсках Святой Крест Господень. Они усердно молились ему о помощи и удостоились вместе с воинами чудного видения: от икон Спасителя и Матери Божией исходил свет и осенял сражавшихся. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили.В церковном календаре этот праздник сопровождается выносом креста, крестным ходом и торжественным водосвятием рек, озер, водоемов. Поэтому в народе первый Спас называют еще мокрым.
«Благословенны те, кто живет не по правилам». Так называется одна из картин Евгении Куликовой, чья выставка «Тайна молитвы и любви» открылась в Художественном музее Витебска. Евгения Ивановна – живописец в душе, а по образованию – математик, доцент кафедры алгебры и методики преподавания математики ВГУ им. П. Машерова. Если художник непрофессионал, его называют любителем, что от слова «любить». И она действительно вкладывает всю свою любовь к жизни, искусству, живописи и математике в свои картины. Отсюда и названия: «Золотое сечение», «Любовь двух золотых спиралей», «Двое», «Жизнь нельзя рассказать», «Подарю тебе сон», «Со-творение», «Тайная дружба с высоким», «Тем оно прекраснее, что тайна».
Родилась Евгения Куликова в июле 1945 года в Рязани. Там же окончила спецгруппу математического факультета пединститута и получила право преподавания математики на русском и английском языках. Поступила в аспирантуру и четыре года трудилась на кафедре высшей математики в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище. В 1973 году вместе с мужем оказалась в Витебске.
Па выніках мінулага года дыплом аблвыканкама лепшаму сельскаму Дому культуры ўручаны Вусцянскаму ДК Аршанскага раёна. Акрамя таго, тутэйшы народны ансамбль народнай музыкі і песні «Гагарынскія музыкі» ўзяў Гран-пры абласнога агляду-конкурсу творчасці аграрнай моладзі ў рамках фестывалю «Дажынкі-2014» у Гарадку.Цікава, што абодвума пераможцамі кіруе малады крэатыўны чалавек – дырэктар Дома культуры Аляксей Сімаш. Вось ужо 13 гадоў ён у гэтай сферы: першыя пяць – мастацкім кіраўніком установы, а потым яе ж і ўзначаліў.
Увесь кабінет Аляксея патанае ў дыпломах, атрыманых за паспяховыя выступленні на ўсемагчымых конкурсах і фестывалях. Установа (а яна занесена на раённую Дошку гонару) у выніку рэструктурызацыі зараз з’яўляецца філіялам Дома культуры мястэчка Балбасава, мае 10 калектываў. Гэта дзіцячая эстрадная студыя «Юла», дарослы ВІА, тэатральны гурток «МіМ», аматарскае аб’яднанне «Клуб маладой сям’і «Свабодны стыль» і інш. Дарэчы, дзіцячы ансамбль летась у Докшыцах заняў 2-е месца на абласным аглядзе-конкурсе вакальна-інструментальных ансамбляў.
Известный российский артист Сергей Безруков в этом году приезжал на «Славянский базар в Витбеске» в качестве художественного руководителя Московского губернского театра. На фестиваль он привозил спектакль «Весна» и был героем «Звездного часа».Во время часового общения с журналистами народный артист России со свойственным ему актерским пылом рассказывал о своем детище. Непосредственность и обаяние Сергея Безрукова подкупают. Окружающие попадают под магию его улыбки и искренности, которую редко встретишь у людей, имеющих такую известность. Общаться с артистом – большое удовольствие.
– Почему вы выбрали для показа на фестивале искусств постановку «Весна»?
Так называется выставка графики художника Николая Таранды, открывшаяся в Художественном музее Витебска. На ней представлена часть работ, 31 из 50, которые автор в 2015 году подарил музею. Это гуаши, карандашные рисунки, офорты и линогравюры.
Графические листы выполнены в 1970 – 1990-х годах и отображают то время. Особенно оно просматривается в пейзажах и индустриальных сюжетах. Помимо зарисовок Витебска и Оршанщины, где живет художник, выделяется несколько серий: «Старый Вильнюс», «Крым», «Сенежское озеро», «Монтажники». Источниками вдохновения в творчестве Николая Таранды являются природа и окружающий мир. Красота родного края стала камертоном поэтической образности в его произведениях.Николай Таранда родился на Брестчине, был тринадцатым ребенком в семье. С детства жадно впитывал краски, цвета, звуки и запахи окружающего мира и мечтал стать художником. Но это произошло не сразу. Сначала он закончил Барановичское профучилище строителей, получил распределение на работу в Витебск. Это направление Николай Таранда расценил как подарок судьбы. Днем трудился на объектах, а по вечерам и выходным дням самозабвенно отдавался искусству, занимаясь в изостудии известного витебского графика и педагога Григория Кликушина. Посещал музеи и выставочные залы Минска, Москвы и Ленинграда. Вскоре стал студентом худграфа Витебского пединститута, а уже к четвертому курсу состоялись его две персональные выставки. В 1989 году был принят в члены Союза художников СССР.
В первый летний день этого года в Глубоком появился творческий музыкальный коллектив, название которого одинаково мелодично звучит на двух языках. Молодежь называет его «Cherry Town», люди старшего поколения – «Вишневый город», обязательно добавляя местоимение «наш».
Вокально-инструментальный ансамбль, в составе которого пять инициативных, веселых парней, быстро полюбился местной публике. Уже на первом выступлении зрители им подпевали и громко аплодировали. В чем причина стремительного успеха молодых людей? Безусловно, огромную роль сыграло название. Глубокое по праву называют вишневой столицей страны. Весной улочки утопают в пышном цветении вишен, а летом одеваются в багряный наряд сочных ягод. Поэтому коллектив имеет все шансы стать визитной карточкой ежегодно проводимого фестиваля.При содействии властей для ансамбля «Cherry town» приобретены музыкальные инструменты и сценические костюмы цвета спелой вишни.
Такой колькасці людзей Браслаў яшчэ не бачыў. Пачынаючы з пятніцы 24 ліпеня сюды сталі з’язджацца з розных куткоў Беларусі спартсмены і аматары поп- і рок-музыкі, каб стаць удзельнікамі спартыўна-музычнага фестывалю “VIVA Браслаў” і разам зтым адпачыць на цудоўным улонні прыроды. Тыя ж, хто не паспяваў на маршрутныя аўтобусы і спецрэйсы, не меў свайго аўто прасіўся ў спадарожнікі праз сеціва. Дзесяткамі такіх просьбаў і водгукаў былі напоўнены пэўныя сайты. У выніку ў суботу вечарам горад прыняў, па ацэнцы людзей дасведчаных, больш за 9 тысяч чалавек. У асноўным гэта былі маладыя людзі, якія ў мінулыя гады ўжо былі на фестывалі або каго зацікавіла абвестка яго праграмы. Пажадалі таксама паслухаць добрую музыку, спевы папулярных артыстаў, ноч патанцаваць на ўсебеларускай дыскатэцы юнакі і дзяўчаты з Прыбалтыйскіх краін, некалькі аўтобусаў з якімі таксама прыйшлі ў Браслаў.
Людскія патокі як бурлівыя ручаі сцякаліся ў раён гарадскога пляжа, дзе і разгортвалася фестывальнае дзейства.
На склоне лет Марк Шагал писал: «... В нашей жизни, как на палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл жизни и Искусству. Цвет любви». Этим цветом, казалось, были раскрашены витебские улицы, на которых проходило праздничное действо под названием «Свадебная феерия «Влюбленные над городом». Этот культурный проект был задуман витебскими властями в целях повышения туристической и инвестиционной привлекательности северной столицы в мае нынешнего года. В течение двух месяцев прошло несколько мероприятий, приуроченных к 100-летию бракосочетания знаменитого художника, но главные выпали на минувшие выходные.
Разноцветной палитрой ярких мероприятий в шестой раз просияла «Радуга над Витебском» – конкурс-фестиваль детского и молодежного творчества, посвященный единению национальных культур, который проводится в рамках международного проекта «Art-Panorama».Детский форум органично вписался в программу Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске».«За годы реализации этот проект стал знаковым событием в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, развития творческих способностей детей и молодежи», – подчеркнул министр образования Беларуси Михаил Журавков в приветственном адресе, который на открытии форума зачитал начальник управления образования облисполкома Иван Щурок.
– Неслучайно конкурс называется «Радуга над Витебском». С утра шел дождь, а как только пришло время проявить ваши таланты, тучи рассеялись, – отметил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке Александр Сегодник.
Встреча витебской публики с «Би-2» стала финальной точкой программы отшумевшего «Славянского базара». То, что фестиваль завершается рок-концертом, в последние годы стало традицией. И это прекрасно, говорит благодарный витебский зритель – следует отметить, искушенный, ведь форум поражает разнообразием стилей и направлений. Вот вам, пожалуйста, популярная музыка, вот народная, джазовая и шансон, отечественные музыканты и зарубежные – все, что душе угодно. И напоследок – старый добрый рок, да еще и в исполнении наших земляков, некогда простых ребят из Бобруйска Лёвы и Шуры.
Зал был переполнен, люди стояли в проходах. Те, кто присел, тоже не смогли остаться на месте, услышав музыку и слова Лёвы: «Это не партсобрание, так что все могут вставать и танцевать». Как гласили афиши, ребята привезли нам презентацию нового альбома «16+». И все же большую часть концерта, который длился более 2 часов, звучали проверенные годами любимые песни. Зал знал их наизусть и помогал исполнять, растрогав музыкантов. «Варвара», «Полковнику никто не пишет», «Последний герой», «Мой рок-н-ролл», который, оказывается, был написан в 1988 году в одной из бобруйских квартир, и «белорусская народная песня «Серебро», как представили ее сами музыканты. Весь зрительный зал светился от счастья и от фонариков мобильных телефонов, превратив Летний амфитеатр в звездное небо. Вообще световое оформление сцены было потрясающим и помогало создавать невероятную атмосферу. Но, конечно, ничто не сравнится с потрясающей энергетикой самих музыкантов, их пластикой и харизмой, честностью и некоторой загадочностью. Их благодарностью своим зрителям, на родине, где всегда так душевно и тепло.
Группа молодых художников воссоздала в Витебске на стене здания по улице Толстого, 7, где находится филиал Центра современного искусства «Арт-пространство» один из сценографических эскизов Лазаря Лисицкого к футуристической опере «Победа над солнцем».
В городе на Двине художник, живший в Смоленске, бывал еще в подростковом возрасте и даже занимался в «Школе рисования и живописи» Иегуды Пэна. А в 1919-м по приглашению Марка Шагала возглавил архитектурную мастерскую Витебского народного художественного училища. Затем с Казимиром Малевичем создавал авангардное художественное объединение УНОВИС. Вместе с другими учредителями нового искусства декорировал здания города к праздникам в супрематическом стиле, устраивал выставки, философские диспуты. В Витебске впервые использовал псевдоним Эль Лисицкий, который сегодня известен всем любителям изобразительного искусства.
Практычна ў кожнай школе Докшыцкага раёна аформлены этнаграфічныя куткі. А вось этнаграфічны музей «Спадчына» толькі адзін – у Глінскай сярэдняй, дзе дырэктар Ірына Дземідовіч. Заснаваны 25 гадоў назад настаўніцай беларускай мовы і літаратуры Лідзіяй Маркавец (зараз на заслужаным адпачынку), ён увесь гэты час служыць патрыятычнаму выхаванню дзяцей, якое немагчыма без развіцця цікавасці да мінуўшчыны, павагі да працавітых і таленавітых продкаў.
З цягам часу экспазіцыю перамясцілі са школьнага будынка ў асобную драўляную хатку на двары. Яна змяшчае паўтысячы рэчаў сялянскага побыту, назбіраных падчас вучнёўскіх пошукавых экспедыцый, якія звычайна ладзяцца па вёсках летам.
«А вы видели постановку Полтавского академического областного театра кукол про Шагала? Удивительно! Полнейший восторг! И актеры имеют внешнее сходство с персонажами! А игра?! Очень проникновенно!», – приблизительно так витебские театралы высказывались по поводу спектакля для взрослых «Портрет с летающими часами. Марк Шагал», который, вне всяких сомнений, стал главным украшением проекта «Кукольный квартал» на нынешнем «Славянском базаре».
Несмотря на то, что спектакль, повествующий об основных вехах жизни нашего знаменитого земляка, длился менее часа, он оставил неизгладимые впечатления у зрителей. Потому что все продумано до мелочей. Музыка. Световое оформление. Декорации. Лично у меня сложилось такое ощущение, что эта постановка не про Шагала, а самого Шагала. На мой взгляд, будь он режиссером, он рассказал бы про родной, непонимающий и не принимающий его Витебск начала XX века, кичливый Петербург, экстравагантный и многоликий Париж именно так: без диалогов, короткими, но очень емкими и точными репликами.
В Художественном музее Витебска открылась выставка работ известных мастеров Татьяны и Юрия Руденко. Экспозиция продолжает главную тему творчества семейной пары, которую они определили так – «Только вечные ценности». Как пояснила Татьяна Руденко, призвание художника – живописать красоту, пробуждать в человеке желание стать чище, мыслить категориями духовности. Неслучайно Татьяна и Юрий в прошлом году были удостоены премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение».
Этих авторов трудно разделить, такое созвучие двух ярких индивидуальностей – редкое явление. Образно-эмоциональное мышление Татьяны дополняют конструктивные решения, фактурная огранка Юрия. В итоге работы приобретают изысканность и утонченность.
Выставка двух известных художников стала одним из ярчайших событий нынешнего «Славянского базара», на котором представлены все виды искусств. В нее вошли 205 работ из частного собрания московского бизнесмена Александра Шадрина. Экспозиция в нашем областном центре – счастливое исключение, так как владелец показывает свою коллекцию в городах-миллионниках, но, по словам Александра Шадрина, он не мог проехать мимо родины Марка Шагала, который дружил с Пикассо и даже работал с ним в одной керамической мастерской. Символично, что выставка в Художественном музее официально открылась 7 июля в день рождения Марка Шагала.
Представил экспозицию сын и совладелец коллекции Ярослав Шадрин.
В Глубоком одним из значимых мероприятий, приуроченных ко Дню Независимости, стало открытие на берегу озера Кагальное монументально-декоративной композиции. На замшелом камне пришвартовалась лодка, на которой сидит степенный, задумчивый рыбак. Он пишет книгу об истории родного края, его знаменитых людях, традициях, местных святынях.
Взмах крыльев устремляющегося ввысь аиста, изображение глубокских храмов, кота и даже корни дерева – все это имеет свой смысл. Глядя на пожилого мужчину, каждый может вспомнить о своих родных или близких. Этот образ олицетворяет прошлое поколение, которое знало о войне не понаслышке, восстанавливало из руин экономику района, трудилось и созидало для светлого будущего края.