Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Культура

«Я шел как очарованный в этой толпе»: в Витебске установили скульптуру Ивану Бунину

«Я шел как очарованный в этой толпе, в этом столь древнем, как мне казалось, городе, во всей его чудесной новизне для меня…» – эти строки лауреата Нобелевской премии Ивана Бунина выгравированы на постаменте скульптуры, которая недавно установлена в Витебске на улице Замковой.

Автор – витебский художник Александр Слепов – изобразил Ивана Бунина идущим по улице. По замыслу скульптора, образ писателя будто растворяется среди прохожих. Такой эффект создается за счет фигуры – кованого каркаса, сквозь который просматриваются дома, тротуар и движущиеся по нему люди.

В Витебске Иван Бунин был только однажды, проездом в 1889 году. Юный сотрудник газеты «Орловский вестник» отправился по Орловско-Витебской и прочим железным дорогам в путешествие. Как вспоминала потом его супруга Вера Николаевна, в Москву он приехал из Витебска, «не имея денег даже на ночевку». Но поездка произвела на писателя незабываемое впечатление, которое он передал, переплетая реальные события с художественным вымыслом, в написанном в эмиграции романе «Жизнь Арсеньева». Многие считают, что именно за это произведение Иван Бунин первым в истории русской литературы был удостоен Нобелевской премии. Вот строки из романа:

«В Витебск я приехал к вечеру. Вечер был морозный, светлый. Всюду было очень снежно, глухо и чисто, девственно, город показался мне древним и нерусским: высокие, в одно слитые дома с крутыми крышами, с небольшими окнами, с глубокими и грубыми полукруглыми воротами в нижних этажах. То и дело встречались старые евреи, в лапсердаках, в белых чулках, в башмаках, с пейсами, похожими на трубчатые вьющиеся бараньи рога, бескровные, с печально-вопросительными сплошь темными глазами.

На главной улице было гулянье – медленно двигалась по тротуарам густая толпа полных девушек, наряженных с провинциальной еврейской пышностью в бархатные толстые шубки, лиловые, голубые и гранатовые. За ними, но скромно, отдельно шли молодые люди, все в котелках, но тоже с пейсами, с девичьей нежностью и округлостью восточно-конфетных лиц, с шелковистой юношеской опушкой вдоль щек, с томными антилопьими взглядами... Я шел как очарованный в этой толпе, в этом столь древнем, как мне казалось, городе, во всей его чудной новизне для меня.

Темнело, я пришел на какую-то площадь, на которой возвышался желтый костел с двумя звонницами. Войдя в него, я увидал полумрак, ряды скамеек, и впереди, на престоле, полукруг огоньков. И тотчас медлительно, задумчиво запел где-то надо мной орган, потек глухо и плавно, потом стал возвышаться, расти – резко, металлически ... стал кругло дрожать, скрежетать, как бы вырываясь из-под чего-то глушившего его, потом вдруг вырвался и звонко разлился небесными песнопениями ...».

Проникновенные строки посвятил писатель органу, который слышал в костеле святого Антония.

«Как потряс меня орган, когда я впервые (в юношеские годы) вошел в костел, хотя это был всего-навсего костел в Витебске! Мне показалось тогда, что нет на земле более дивных звуков, чем эти грозные, скрежещущие раскаты, гул и громы, среди которых и наперекор которым вопиют и ликуют в разверстых небесах ангельские гласы ...».

Витебщина стала для Ивана Бунина и последней связью с Родиной. Писатель 26 мая 1918 года уезжал в эмиграцию через Оршу, которая в то время, после Брестского мира, была пограничным городом. Спустя полтора года Бунин писал, что плакал, «оставив за собой и всю свою прежнюю жизнь, и развалины России, перешагнув в изгнание из нее новую ее границу в Орше, имя которой стало отныне для нас символическим».

Еще одна точка писательских маршрутов по витебской земле – Полоцк. Из воспоминаний Ивана Бунина: «Когда я наконец попал в действительный Полоцк, я, разумеется, не нашел в нем ни малейшего подобия выдуманному. И все-таки во мне и до сих пор два Полоцка –тот, выдуманный, и действительный. И этот действительный я тоже вижу теперь уже поэтически…». А полоцкому князю Всеславу нобелевский лауреат посвятил поэтическое произведение.

Только звон твой утренний, София,

Только голос Киева! – Долга

Ночь зимою в Полоцке... Другие

Избы в нем, и церкви, и снега...

Получается, что Витебщина оставила в душе писателя и размышления о далеком прошлом, и грусть прощания с Родиной.

Кстати, скульптурная композиция на улице Замковой вторая, запечатлевшая кратковременное пребывание в Витебске известных литераторов. Первым был памятник Александру Пушкину: поэт дважды проезжал через город на Двине. Возможно, в будущем будет увековечено и имя крупнейшего представителя русского классицизма Гавриила Державина, трудами которого положено развитие народного просвещения в наших краях. Известный исторический романист Иван Лажечников был вице-губернатором в Витебске. По городским улицам гулял Владимир Маяковский и оставил свои поэтические впечатления.

Наш областной центр станет еще красивее и привлекательнее для туристов, если в нем будет больше произведений искусства. Причем разных: и масштабных памятников, и камерных композиций. Витебск славится своей художественной школой, у нас немало замечательных скульпторов, которые могли бы внести лепту в культурный имидж фестивальной столицы.

Фото Петра ЧИМКОВСКОГО 


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ