Сегодня в Международном пресс-центре состоялась пресс-конференция обладателя специальной награды Президента Беларуси «Через искусство – к миру и взаимопониманию» заслуженной артистки Республики Беларусь Елены Спиридович.
Пусть к творчеству через… неудачи
Елена Спиридович призналась, что давно не представляет своей жизни без Витебска и «Славянского базара». Но, вместе с тем отметила, что старается не думать о том, что когда-нибудь кто-то другой выйдет на главную фестивальную сцену и, возможно, скажет ее такие уже родные слова: «Говорит и показывает Витебск!».
А вы знаете, с чего началась карьера ведущей «Славянского базара»? В разговоре с журналистами Елена Спиридович честно призналась, что этому поспособствовала… череда неудач.
В далеком 1992-м на первом «Славянском базаре» Елена Спиридович вела дневник творческого форума, а уже год спустя вышла в новом образе на главную сцену в качестве ведущей.
– Я в прямом эфире вела дневник фестиваля, – рассказала Елена Спиридович. – За 15 минут до начала концерта в Летнем амфитеатре выходила в эфир. Заранее договаривалась с людьми, у которых буду брать интервью и мы в кадре разговаривали.
Как и любого журналиста у Елены были «заготовки» к проведению эфира, рассчитанные ровно на 15 минут, потому как следом начинался концерт. Молодой на то время журналист была убеждена, что текста необходимо как раз на время 15-тиминутного эфира. Но время и опыт показали, что это неверно, нужно предусмотреть любые варианты развития событий.
И вот очередной фестивальный день, традиционный дневник в эфире, но через положенные по таймингу 15 минут заветные позывные «Славянского базара» не прозвучали, не раздались со сцены и слова ведущих: «Здравствуй, фестиваль». Концерт задержали на 5 минут. Казалось бы всего пять минут, но для неопытного журналиста они оказались непозволительно долгими.
– О том, что концерт задержали знали все, кроме нашей группы, разумеется, – вспоминает ведущая. – Я говорю свой текст и понимаю, что уже дело близится к завершению, у меня и люди закончились, от безысходности уже стала опоздавших зрителей за руки хватать с расспросами типа: «Как вас зовут? Давайте познакомимся! Расскажите, на какие концерты вы еще пойдете».
Елена Спиридович все же смогла себя взять в руки, сориентироваться и довести эфир до логического завершения. Она призналась, что не помнит, как прожила эти 20 минут до позывных, но это были не самые веселые минуты в ее жизни.
– И после этого эфира меня сняли с работы на дневниках, посчитали, что он был не очень хороший, – с улыбкой сказала Елена. – Чтобы не расплакаться, пошла в кафе, взяла себе кофе.
Как оказалось позже, именно то, что молодой журналист взяла себя в руки, она приглянулась главному режиссеру фестиваля Сергею Винникову. Мужчина сидел в кафе за соседним столиком. Он подошел, представился и предложил стать ведущей фестиваля искусств.
– Сергей Владимирович смотрел эфир на мониторе и как специалист всё понимал, – продолжает Елена Спиридович. – Помню, он сказал, что хотел бы, чтобы в следующем году я вышла на сцену фестиваля в роли ведущей. И причин назвал две: во-первых, я была симпатична ему, а во-вторых, отлично держу удар.
В откровенной и душевной беседе с журналистами Елена Спиридович рассказала о всей череде неудач, которые стали определяющими в ее жизни. Так, чтобы стать ведущей, ей необходимо было пройти собеседование с руководством Центрального телевидения в Москве.
– Накануне поездки мне заболел зуб, ничего страшного, но беспокоил, – отметила Елена. – Как и полагается, обратилась к стоматологу. Для лечения сделали укол. Зуб залечили. А на утро меня ждал «сюрприз»: из-за того, что медицинский работник задела сосуд на лице появился огромный синяк. Просто фиолетовый синяк под глазом. Вот было такое ощущение как будто кто-то меня так хорошо «приложил». Я понимаю, что закрашивать эту «красоту» бесполезно.
В голове только одна мысль: при встрече с руководством телеканала, что я буду говорить? Про больной зуб? Про укол? Решение пришло спонтанно: сделала вид, что ничего не произошло. Заходим в кабинет, человек, у которого прохожу то самое собеседование, отводит от глаза и старается делать вид что со мной всё в порядке. Уже потом Сергей Винников шепнул собеседнику, что со мной произошло, на что тот ответил: «Так отличная ведущая! Держится даже в таком положении».
Но на этом приключения не закончились. За несколько дней до фестиваля Елена приехала в Витебск. Ведущая ходила по улицам и думала: «Это же надо, уже совсем скоро я стану своей на этом фестивале, да и в этом городе». Затем женщина решила сменить прическу и отправилась к давнему своему другу-стилисту, который согласился помочь.
– Пришла, села в кресло, а друг предложил бокальчик шампанского, это только потом до меня дошло, что эта была «анестезия», – со смехом говорит Елена. – Саша взял машинку и сбрил мне челку… В общем, в итоге я очень походила на кабачок: потому что чёлки не было, по бокам все выбрито и только на затылке осталось немного волос. Такая инопланетная голова получилась. Напомню, это был девяносто второй год. Такая прическа и сейчас бы выглядела очень смело, а тогда… Я сначала заплакала, а потом закусила губу и подумала, что это же изменить нельзя, значит надо жить в этих обстоятельствах. Когда увидел меня Сергей Винников уж не знаю пожалел он или нет в тот момент, что все-таки меня выбрал ведущей. Он долгое время ничего не говорил, а потом сказал, что в принципе может быть и такой вариант.
Папина дочка
Елена Спиридович убеждена, что с новым имиджем она стала говорить звонче, идти более уверенно, да и готовиться к выступлению качественнее. А как иначе? Внешнему виду необходимо соответствовать.
– Бархатный тембр голоса я, наверное, унаследовала от отца – заслуженного артиста Беларуси Бориса Борисенка, который больше полувека проработал в ТЮЗе. Я папина дочка, – с гордостью сказала артистка. – Голос, которым говорю на сцене, использую и в жизни. Да, пусть у меня местами не правильные паузы, но это мои паузы. Больше 30 лет отработала телевизионным редактором, знаю, как сделать так, чтобы текст зазвучал. Даже сегодня, если это не протокольная, а концертная программа, ориентируюсь на месте.
Муж и наставник по жизни
На пресс-конференции присутствовал и супруг Елены Спиридович Юрий Бреус.
– Бесконечно люблю Леночку, считаю ее очень хорошим и человеком и специалистом, – признался Юрий Бреус. Но мне очень обидно, что профессионально я негодный режиссер, потому что за 30 лет не научил свою жену правильно держать микрофон. Во время телевизионных эфиров артисты микрофонами закрывают лица, думая, что так будет лучше звук. Лена – не исключение.
Журналистов интересовало, какая же Елена Спиридович дома?
– Лена очень общительная, но дома – это мягкие тапочки, теплый халатик, вкусные блинчики, – признался Юрий Бреус. – Знаете, вот правду говорят, если ты хочешь посмотреть, какая твоя жена будет в возрасте, посмотри на ее маму. Мама Лены была настоящая красавица.
За почти час общения с прессой Елена Спиридович рассказала про свою эмоциональность, раскрыла свое видение перспектив молодых ведущих, вместе с мужем говорили о семейной жизни.
Фото Петра ЧИМКОВСКОГО.