Именно в глухозимье, учитывая пассивность рыбы, не всегда удается похвастаться хорошим уловом. И лишь постоянный поиск клевых мест, удачный выбор снасти, правильный подбор прикормки и приманки могут дать желаемый результат. Вот и я с расчетом на успех на днях решил открыть для себя озеро Каравайское, что в Витебском районе (ранее на нем мне, как и еще двум моим коллегам по увлечению, бывать не приходилось).
Погода выдалась морозная, временами ветреная, поэтому прихваченная мною рыбацкая палатка оказалась кстати. С раннего утра каждый из нас на разных глубинах закормил не менее чем по пять лунок. Стали ждать поклевок. Появление местных рыболовов вызвало интерес, поскольку общение с «бывалами» всегда полезно для тех, кто впервые приехал на новый для себя водоем.
Михаил Иванович, как представился незнакомец, оказался разговорчивым собеседником. За время нашего общения рыболов со стажем не только рассказал о капризах озера Каравайское, но и поделился своими соображениями о ловле окуня и леща в глухозимье.
Начал он с известной многим рыболовам истины, что клев улучшается в безветренную погоду с умеренными морозами без осадков и при устойчивом атмосферном давлении (держится около нормы или слабо увеличивается). По мере роста толщины льда окунь уходит от берегов в глубокие места, где температура выше на пару градусов. Глубина его нахождения зачастую зависит от погодных условий. Михаил Иванович порекомендовал начинать ловлю со дна, а затем при отсутствии поклевок приподнять мормышку выше. Даже в пик глухозимья окунь не стоит на месте. Поэтому, просверлив с десяток лунок в радиусе 20 – 25 метров, необходимо перемещаться от одной к другой.
Зимой на Каравайском леща обычно ловят на глубине до 6 метров (практически максимальная глубина водоема). Это не слишком мелко, чтобы лещ был особенно пуглив, и не слишком глубоко, чтобы мучиться с леской при опускании мормышки и вытаскивании добычи.
На других водоемах лещовые места бывает легко найти по скоплению рыболовов. Здесь такой возможности нет из-за малого количества любителей ловли. Мой собеседник на вопрос о секрете его успехов ответил кратко: прикормка, прикормка и прикормка… Действительно, если для какой рыбы она особенно важна, так это для леща. Свой рецепт Михаил Иванович не назвал, но отметил, что присутствие мелкого мотыля обязательно. Закармливает 3 – 4 лунки с вечера, а в день ловли докармливает дополнительно, открывая кормушку не у самого дна, а повыше (0,5 – 1,5 м), чтобы не спугнуть рыбу, подошедшую за ночь. Мормышку он использует, как правило, вольфрамовую, слегка блестящую.
Бывают дни, когда лещ берет только на неподвижную мормышку, а иногда лучше идет «на игру». Начинать надо с первого. В любом случае мормышка не должна двигаться слишком быстро (шевеление на дне, постукивание по нему, медленный подъем с покачиванием и без). На крючок мормышки чаще всего насаживает 3 – 4 крупных мотыля. Можно пользоваться удочкой с поплавком, но при двух условиях: оттепели или использовании палатки, иначе лунка будет замерзать и поплавок не покажет поклевки.
Впрочем, в этот день местный рыболов особым уловом не похвастался: у берега поймал пару двухсотграммовых окуней, в прикормленных лунках — мелких подлещиков. Слабым оказался клев и у меня, хотя было несколько хороших поклевок. Но ведь на рыбалке рыба — не главное. И, как уже говорилось, не надо бояться экспериментировать, и удача обязательно вам улыбнется.
Фото Артура Матеюна