Свое 75-летие система профессионально-технического образования Витебщины встречает оптимизацией сети учреждений, начавшейся в 2013 году. Одни учебные заведения укрупняются, другие перепрофилируются, часть и вовсе прекращает деятельность.
Сегодня белорусское профессионально-техническое образование переживает непростые времена. С одной стороны, демографические проблемы и сокращение количества учащихся и студентов, снижение престижа рабочих специальностей, массовость высшего образования. С другой, возрастающая потребность экономики в рабочих высокой квалификации со средним специальным образованием.
О том, как сделать профессиональное образование современным, перспективным и привлекательным для молодежи, мы побеседовали с начальником отдела профессионального, среднего специального и высшего образования управления образования облисполкома Сергеем Коваленко.
– Сергей Александрович, что из себя сегодня представляет профессионально-техническое образование области?
– Это 32 учреждения, в том числе 29, подведомственных управлению образования, в них обучается около 13 тысяч молодых людей. Преподавание ведется по 50 учебным специальностям и 104 профессиям. С учетом требований времени более 80% выпускников получают две и более квалификации. Ежегодно до 20%, получивших ПТОЮ поступают в учреждения высшего и среднего специального образования.
В учебных заведениях работают 29 творческих объединений, 49 клубов по интересам, которые посещают более 70% учащихся и студентов. Образовательные учреждения регулярно проводят выставки-продажи своей продукции «Вясновы карагод» и «Восеньскі карагод», практические конференции «Направления моды», выставки технического творчества, декоративно-прикладного искусства и многое другое.
Коллективы учреждений ПТО постоянно становятся лауреатами республиканских выставок технического и художественного творчества, слетов рационализаторов и изобретателей, конкурсов профессионального мастерства.
– Чем вызвана необходимость реорганизации системы ПТО области?
– Оптимизация сети началась с мая 2013 года, и на данный момент количество учреждений сократилось на 30%. Это позволяет устранить дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, дублирование подготовки, повысить привлекательность наших учреждений для выпускников школ, их конкурентоспособность.
В рамках оптимизации происходит объединение профессиональных лицеев с колледжами, которые превращаются в многоуровневые учебные заведения, где обеспечивается профессионально-техническое, среднее специальное образование, а также дополнительное образование взрослых.
Еще одно направление оптимизации – создание так называемых региональных колледжей как многопрофильных центров профессионального образования сразу для 2-3 районов. Сейчас они организуются в Орше и Поставах.
Для обеспечения непрерывного профессионального образования ряд ссузов становятся колледжами учреждений высшего образования. Например, филиалами Витебского госуниверситета стали педагогические колледжи в Орше и Полоцке, ВГТУ – Витебский индустриально-педагогический колледж, Белорусской академии связи – Витебский колледж связи, Белорусского технологического университета – Витебский технологический и Полоцкий лесной колледж. Поступают предложения распространить такой опыт на медицинские колледжи области, колледжи, готовящие кадры для АПК, и колледжи культуры.
А вообще в идеале хотелось бы получить так называемые отраслевые образовательные кластеры, объединяющие профильные высшие, средние специальные и профессионально-технические учреждения образования. Но для этого не обойтись без привлечения производственников, организаций, для которых, собственно, и готовятся специалисты.
– Как в последние годы обстоят дела с набором в профессионально-технические учреждения?
– За счет дополнительного набора и укрупнения многих учебных заведений удается укомплектовывать все бюджетные места. Но демографические проблемы налицо: еще пять лет назад в системе ПТО области обучалось 18 тысяч человек, сейчас – около 13.
На демографические накладываются и другие факторы. Из-за реорганизации производства уже в текущем году ряд предприятий, для которых в системе ПТО готовили специалистов не смогли предоставить рабочие места. По предварительной информации, если в 2016-м в области смогут трудоустроиться 3042 выпускника профессионально-технических учреждений, то в 2020-м – всего 2833 человека.
Также не стоит забывать о модернизации производств, а значит и сокращении потребности в низкоквалифицированном труде. Нужны высококлассные специалисты.
– А какие профессии сейчас наиболее популярны в системе ПТО?
– На рынке труда будут всегда востребованы высококлассные профессионалы, хорошо владеющие 2-3 смежными квалификациями и готовые при необходимости осваивать новые. Если говорить конкретнее, то неизменна потребность в хороших строителях, отделочниках. Несмотря на то, что темпы строительства сейчас замедлились, есть огромные возможности на рынке строительных услуг для населения.
Динамично развиваются торговля, сфера обслуживания, есть спрос на специалистов с профессиональным образованием в энергетике, транспорте, облуживании, ремонте сложной техники и оборудования.
– Для учащихся средних специальных учреждений при получении профессии очень важна практика. Предприятиях, принимающие практикантов, уделяют этому должное внимание?
– В связи с экономической ситуацией некоторые предприятия недостаточно загружены, но во время прохождения практики учебное заведение всегда может перераспределить практиканта на другой участок, в другой цех, в конце концов – в другую организацию. Кроме этого, многие учреждения ПТО имеют свою производственную базу, что позволяет организовать качественную практику на месте, да еще и зарабатывать. Например, в прошлом году за счет внебюджетной деятельности учреждения профессионально-технического образования области заработали 42 млрд рублей, в первом полугодии 2015-го – уже 25 млрд.
– Как вы относитесь к стереотипу, что в учреждения ПТО поступают лишь слабые ученики? Как все же повысить престиж рабочих профессий?
– Такое мнение возникло после превращение высшего образования в массовое. Здесь многое зависит от взрослых, которые порой проводят неправильную профориентацию, навешивают ярлыки. На Западе, например, давно поняли, что наличие высшего образования вовсе не гарантирует достойной жизни. И у нас постепенно приходит понимание, что даже с диплом вуза можно оказаться безработным. Сейчас важнее иметь востребованную профессию, золотые руки и желание обучаться. В этом секрет успеха.
Фото автора и Антона Степанищева.