— Полоцк, Орша, Лепель, Сенно, Чашники, — скороговоркой говорит мужчина на входе в витебский автовокзал. – Куда вам нужно ехать?
Отвечаю, что я уже купил билет на автобус. Зазывала недовольно морщится и продолжает свою агитацию.
Каждый раз, когда подхожу к автовокзалу, меня атакуют полулегальные междугородние перевозчики. Они предлагают поехать по привлекательной цене по любому из популярных маршрутов. Но гарантируют ли они безопасность пассажиров?
Не досчитались
Между тем полулегальные перевозчики, как правило, имеющие лицензию на данный вид деятельности, но не заключившие договор с витебским автовокзалом, наносят ему значительный экономический ущерб, уводя пассажиров с регулярных рейсов. Как сообщил директор вокзала Владимир Кудёлка, ежемесячно автовокзал и частные перевозчики, работающие от него на законных основаниях, из-за деятельности конкурентов недополучают около 7 млрд неденоминированных рублей доходов. А в госбюджет, соответственно, не попадает только НДС 1,4 млрд. За 7 месяцев нынешнего года в результате деятельности полулегальных извозчиков потери автовокзала составили 58 504 пассажира.
— С нами заключили договор 40 перевозчиков разных форм собственности из Витебска и других регионов Беларуси, — поясняет директор автовокзала. — Мы включаем их рейсы в расписание автовокзала. Продаем билеты, в стоимость которых входит страховой полис от несчастных случаев. У перевозчиков, работающих от автовокзала, наши диспетчеры перед каждым рейсом проверяют путевой лист. Также контролируют документы о медосмотрах шоферов и техосмотрах транспортных средств. При этом в организациях-перевозчиках происходят проверки водителей и автобусов перед каждым выездом.
А вот полулегальные предприниматели, занимающиеся перевозками пассажиров, по убеждению сотрудников автовокзала, зачастую не гарантируют соблюдения требований безопасности движения в части медицинских и технических осмотров, обязательного страхования, режима труда и отдыха водителей, необходимого опыта за рулем.
Да, часть из них имеет государственные лицензии индивидуальных предпринимателей. И предоставляет пассажирам билеты. Но эти квитки не защитят права пассажиров в случае ЧП.
Пытаясь обратить внимание на все эти проблемы, администрация автовокзала и руководство ОАО «Витебскоблавторанс» неоднократно обращались в различные органы местной и республиканской власти, Комитет госконтроля и другие структуры. Но ситуация не меняется. И нынче, по информации сотрудников автовокзала, в будние дни на его территории работают около 30 полулегальных перевозчиков. В выходные их количество увеличивается в 2 — 3 раза.
О договорах фрахта
В филиале по Витебской области транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь признают наличие проблемы. И рады бы помочь ее решить, но не позволяет нынешнее законодательство.
— Существует понятие «перевозка в нерегулярном сообщении по договорам фрахта», — поясняет начальник отдела контроля Витебского филиала транспортной инспекции Константин Рой. — Формально предприниматели, не имеющие соглашений с автовокзалом, требования закона выполняют. Они заключают с пассажирами фиктивный договор фрахтования. Водитель выбирает одного пассажира, который будет старшим в группе, вписывает его паспортные данные в заказ-наряд. «Руководитель» пассажирского коллектива подписывает этот документ, якобы он собрал группу. И едут. А доказать регулярность перевозок у «фрахтовщиков» очень сложно. Как правило, при наших проверках все пассажиры при опросе проявляют чувство ложной солидарности, утверждая, что водитель их родственник. Даже если шофер без техосмотра. Говорят, мол, чего вы нас задерживаете.
При этом примерно 90% перевозчиков, которые ищут пассажиров на автовокзале, не является нелегалами в полном смысле этого слова. Сотрудники транспортной инспекции каждую неделю проводят проверки. И у большинства перевозчиков есть государственные лицензии и регистрации на перевозку пассажиров, пусть и по договорам фрахта. У водителей — путевые листы, справки о медосмотрах и техосмотрах. С начала года работниками транспортной инспекции установлено только 6 фактов деятельности междугородних перевозчиков без гослицензии. Совместно с налоговой инспекцией выявлено еще 7 фактов отсутствия госрегистрации.
— Да, ра-ботающие по договорам фрахта платят гораздо меньше налогов, чем предприниматели, заключившие договор с автовокзалом, — сообщает Константин Владимирович. — Поэтому в первом случае поездка зачастую дешевле для пассажира. В то же время на территорию автовокзала микроавтобусы «фрахтовщиков» не заезжают, занимая места на окрестных автостоянках. Поэтому практически невозможно доказать, что они собирают пассажиров на вокзале.
Также затруднительно пресечь деятельность лиц, зазывающих на поездки.
— Доказать причастность зазывал к перевозкам очень сложно, — говорит Константин Рой. — Административная ответственность за агитацию к поездке не предусмотрена. Выгнать зазывалу с вокзала никто не имеет права.
Борьба за клиента
Но, возможно, в ближайшем будущем появится механизм для борьбы с «фрахтовщиками». Как сообщил Константин Владимирович, вскоре планируется внесение изменений в закон об автомобильном транспорте, который четче разграничивает перевозки нерегулярные и регулярные.
А пока начальник отдела транспортной инспекции советует «Витебскоблавтотрансу» принимать соответствующие меры по привлечению клиентов в конкурентной борьбе с зазывалами:
— Государственным перевозчикам также надо идти навстречу пассажирам, вводить дополнительные услуги. К примеру, забирать людей на всех автобусных остановках общественного транспорта в черте города, чтобы им не нужно было ехать на вокзал. Или предлагать скидки постоянным пассажирам.
В общем, каждый решает сам, пользоваться или нет услугами «фрахтовщиков». Наверное, можно понять пассажиров, которые ездят с ними из-за дешевизны. Ну а я никогда не прибегал к их услугам, так как для меня лучше немного переплатить, но быть уверенным в безопасности поездки.
Евгений Карпас, Витебск.