Корреспондент «ВВ» провел дежурство с сотрудниками транспортной милиции Ежедневно через железнодорожную станцию Витебск проходит несколько сотен поездов. Безопасность тысяч людей на вокзалах и в поездах обеспечивают сотрудники отделов внутренних дел на транспорте. Скучать им не приходится. Правонарушителей, желающих поживиться за счет зазевавшихся пассажиров, пьяных хулиганов, да и просто «бегунов», пересекающих пути в неположенных местах, предостаточно. Корреспондент «ВВ» убедился в этом лично, отправившись с сотрудниками Витебского ОВДТ сопровождать дизель-поезд Витебск — Полоцк.
Будьте внимательны!
Напутствуя своих сотрудников перед дежурством, временно исполняющий обязанности начальника Витебского ОВДТ Вадим Глячков в очередной раз напоминает: внимание, собранность и вежливость — вот залог успеха работы транспортной милиции.
— Надо всегда быть начеку, — подчеркивает он. — Сотрудники сопровождают сотни поездов, наблюдают за тысячами пассажиров. Редко когда дежурство обходится без обращений граждан. На вокзалах, конечно, люди чаще всего интересуются, как пройти к поездам, камерам хранения и так далее. Кто-то что-то забывает, теряет, кто-то хулиганит, поступают заявления о краже личных вещей. Суета сует, но общение с пассажирами и пресечение противоправных действий и есть наша работа.
В толпе вечно спешащих людей из разных городов и стран обеспечивать порядок нелегко. Головная боль для транспортной милиции — хищения. Раскрываемость краж сегодня составляет не более 25%, что объясняется вполне объективными причинами. Чаще всего воры орудуют в транзитных поездах дальнего следования. Пока владелец обнаружит пропажу, нередко проходит не один час, и след преступника теряется за сотни километров от нас где-нибудь в соседней России, а заявление пишется в Витебском ОВДТ.
При этом беспечность и самонадеянность пассажиров просто удивляет. Недавно, например, обратился сильно пьяный гражданин, заявивший, что у него в поезде Петербург —Минск пропала огромная сумма — 5 тысяч евро, 500 долларов и 16 тысяч российских рублей, а также дорогой мобильный телефон: мол, украли собутыльники. Милиционеры действовали быстро, и пока поезд стоял, прочесали вагон. Пропажа нашлась… в туалете, на полочке под зеркалом. Выпивохе, добиравшемуся домой с заработков, повезло. В другом похожем случае все закончилось не столь благополучно. Один мужчина, ехавший в поезде из России, переборщил со спиртным и заснул. Несколько тысяч долларов лежали в заднем кармане джинсов. Вор умудрился лезвием вырезать карман с наличностью и навсегда растворился на бескрайних российских просторах.
А недавно был задержан преступник, который отличался особой наглостью. Он ездил в пассажирских поездах, следующих ночью. Пользовался тем, что спящие люди выкладывали свои дорогие мобильники и планшеты на столики и так называемую газетную полку. Вор прогуливался по составу и беспрепятственно собирал девайсы. В последний раз он попался на краже сразу шести планшетов. Недавно задержали одного парня, который в поезде Минск — Витебск украл ноутбук у студента — соседа по купе. Причем сделал он это на удивление просто: пока владелец техники ходил в туалет, преступник переложил компьютер из чужой сумки в свою и спокойно продолжил поездку. Через несколько дней его задержали. У молодого человека поинтересовались: что бы он делал, если бы сосед сразу обнаружил пропажу? «Так я бы вернул и извинился», — беззастенчиво ответил вор.
— Большинство происшествий на железной дороге происходит из-за пьянства и беспечности самих пассажиров, — отмечает Вадим Глячков. — Поэтому мы не перестаем повторять: преступления и правонарушения намного легче предотвратить, чем потом искать виновных. Необходимо соблюдать элементарные меры предосторожности: не оставлять ценные вещи без присмотра, не заводить случайные знакомства и тем более не употреблять спиртное.
В пути
В дорогу я отправился с начальником линейного пункта милиции Вячеславом Стаховским и инспектором профилактики Витебского ОВДТ Андреем Чикиревым (на фото). Пятница, вторая половина дня. Как и выходные, это горячее время для транспортной милиции. Резко увеличивается пассажиропоток, многие «расслабляются» после трудовой недели прямо в поездах или на вокзалах. Уже на перроне нас ждал неприятный сюрприз. Возле дизеля Витебск — Полоцк почти у самого края платформы без сознания лежал мужчина средних лет. Пассажиры лишь косились да обходили упавшего человека, а первую помощь пришлось оказывать подоспевшим сотрудникам правопорядка. Пока Вячеслав Стаховский поднимал человека с земли, его коллега вызвал медиков, подоспели и другие милиционеры. Как выяснилось, мужчина страдает эпилепсией, шел на поезд, но случился приступ. Его увели в медпункт вокзала, ну а мы сели в переполненный поезд.
Цель — доехать до станции Шумилино, поработать на тамошнем вокзале и вернуться обратно. За время следования несколько раз успеваем пройти по всему составу. Людей очень много, даже тамбуры переполнены. В основном едут на выходные студенты, кто-то спит, кто-то читает, кто-то беседует. Глаз у сотрудников транспортной милиции наметанный. Я еще не успеваю ничего заметить, как Вячеслав Стаховский останавливается возле парнишки, что-то прячущего между ног.
— Может, не стоит? — мирно говорит ему милиционер. Покраснев (людей-то много кругом!), парень спешно прячет в сумку бутылку пива, которую только что собирался открыть.
— Извините, не буду, — обещает он, и мы отправляемся дальше.
В одном из тамбуров два подвыпивших парня достают пачки сигарет, но с появлением милиции спешно прячут их в карманах.
— После повышения штрафов любителей попить пивка или покурить в поездах несколько поубавилось, — рассказывает Андрей Чикирев. — Сегодня за курение в запрещенном месте придется заплатить до 4 базовых величин, а за распитие спиртных напитков — до 8 БВ.
В следующем вагоне сильно шумит компания студентов, но, увидев сотрудников правопорядка, затихает.
— Их еще немного, да и трезвые все, — улыбается Вячеслав Стаховский. — Проблемы обычно бывают с футбольными фанатами, которые едут транзитом на матчи. Они нередко и шумят, и хулиганят. Несколько лет назад даже умудрились связать проводника и забросить его на третью полку, чтобы не мешал «отдыхать».
В последнем вагоне встречаем контролеров-ревизоров, проверяющих билеты. Штраф для желающих прокатиться бесплатно после повышения базовой величины составляет 91 тысячу рублей и, по словам работников железной дороги, безбилетников стало значительно меньше. Сотрудники транспортной милиции — первые помощники в усмирении особенно наглых «зайцев», некоторые из которых даже пытаются убежать.
На станции Шумилино тихо и спокойно. Люди, сошедшие с поезда, быстро разошлись, и мы можем более внимательно наблюдать за железнодорожными путями, которые здесь многие переходят в неположенных местах.
— Безрассудство некоторых людей просто шокирует, — высказывает свое мнение Вячеслав Стаховский. — Порой страшно смотреть, как они пролезают под остановившимся на мгновение поездом или перебегают перед движущимся составом. И это притом, что под многотонными колесами выжить маловероятно, а тормозной путь поезда достигает километра! Видели бы они, что остается от человека после наезда…
В Шумилино мы составили два прокола за переход путей в неположенном месте. Попались две местные женщины, которые куда-то «очень спешили». Штраф в 26 тысяч рублей их вряд ли сильно огорчил, но стоит надеяться, они хотя бы станут осторожнее. А бывает иначе. Недавно Вячеслав Стаховский на станции Лучеса под Витебском пытался задержать такого же нарушителя — молодого человека. Но тот бросился наутек, оказал неповиновение. В итоге по решению суда вместо символического штрафа заплатил свыше 2 млн рублей за неподчинение законному распоряжению сотрудника милиции.
Обратный дизель из Полоцка в Витебск снова переполнен. По пути предупреждаем о последствиях курильщиков да оттаскиваем от автоматических дверей уснувшую подвыпившую парочку, усевшуюся прямо на ступеньки. Заодно узнаю о принципе действия кнопки экстренного вызова милиции в вагонах. Это прямая связь с машинистом, который в случае инцидента обращается к сопровождающим состав милиционерам, а если их нет — к ближайшему линейному отделу на транспорте. Помощь приходит уже на следующем остановочном пункте.
Также сотрудники правопорядка рассказали мне о судьбе забытых вещей. Все находки сдаются обычно в камеры хранения конечного пункта следования поезда. А забывают пассажиры самые разные вещи: от зонтиков и сумок до телевизоров и мобильников. В милицию даже обращались в поисках двух пакетов с курицей, оцененных в 80 тысяч рублей.
Вокзальные будни
Витебский вокзал поздним вечером похож на жужжащий улей. Кто-то устраивается поудобнее с бутылочкой пива в ближайшем кафе, а кто-то спешит на перрон. По словам Андрея Чикирева, после запрета на продажу спиртного ночью здесь стало спокойнее: где нет алкоголя, там меньше насилия и хулиганств. Хотя в любой момент рация может подать тревожный сигнал. Чаще всего случаются мелкие конфликты, но бывают и серьезные происшествия. Недавно задержали наркомана, который затянулся «травкой» прямо на вокзале. Нарушитель попытался убежать от сотрудника, но тягаться с милиционером, занимающимся боксом, ему оказалось не под силу.
Несколько лет назад во время дежурства на Вячеслава Стаховского неожиданно напал с кулаками подвыпивший мужчина, как оказалось, бывший заключенный. Когда милиционер все же скрутил хулигана и доставил его в отдел, тот объяснил свой поступок просто: было плохое настроение…
Я покидал витебский вокзал уже затемно, а люди в форме по-прежнему берегли наш покой. Что ж, спокойных вам дежурств!