Бронзовая медаль ВДНХ СССР, звание почетного члена Союза писателей Беларуси, знак СПБ «За вклад в литературу», врученная в этом году областная литературная премия им. Петруся Бровки – такова оценка творчества витебского писателя Маины Боборико (на фото).
В ее копилке – поэзия и проза. Из прошлого века юным читателям адресованы книги «Книжкина неделя», «Озорные буквы», «Непоседы», «Про Светку и ее друзей», «За круглым оконцем», «А у нас во дворе», взрослым – сборник «Возвращение в юность». С 1964 года по 1974-й произведения Маины Боборико печатались в издательствах «Мастацкая літаратура» и «Беларусь» немыслимыми для нынешних авторов стотысячными тиражами, были и повторные издания. С начала этого века свет увидели ее сборники «Сны наяву», «Бабушкины сказки», «Шорох времени», повесть-сказка «Как заболела и поправилась телепередача», произведения в коллективных изданиях «Дзвіна», «Вокзал», «Мост», «По праву живущего», «Чароўныя пацеркі».
Публикаций в прессе не счесть – от многотиражки витебской швейной фабрики «Знамя индустриализации», где Маина Максимовна начинала трудовую биографию машинисткой, до республиканских газет и журналов, в которых печаталась будучи редактором детских передач на областном телевидении и после, на заслуженном отдыхе.
Однако все это можно сравнить с вершиной айсберга, поскольку многое из написанного Маиной Боборико не издано. По типичной для современных литераторов финансовой причине.
– А мне уже скоро 87, и очень хочется не только отразить в стихах, рассказах, новеллах старый Витебск, который помню и люблю, но и познакомить новые поколения читателей со временем, навсегда ушедшим по его извилистым улочкам.
Сенная площадь в городе была,
Но как-то растворилась при разбеге.
Я пазлы времени собрала, как смогла,
И вывезла, как сено на телеге…
Маина Максимовна так и сыплет по памяти строфами, в том числе из будущего сборника «Витебский витраж», который должен выйти в Минске. Многое в этом проекте выполнено силами семейного творческого подряда: помогал муж – художник Феликс Кузнецов, иллюстрациями послужит графика дочери Елены, а редактор – внучка Александра, преподаватель русской литературы в Варшавском университете. Издание – за свой счет.
Вообще все творчество Маины Максимовны по определению и по сути витебское, потому что настояно на многих десятилетиях, прожитых писательницей в этом замечательном городе, и адресовано в первую очередь ему. Во многих заглавиях, посвящениях, текстах, иллюстрациях – Его Величество Витебск.
Я слышу голос скрипки на витебском Арбате.
Фантазии Шагала здесь вовсе ни при чем.
Наш город улыбнулся, открыл свои объятья –
И стало сердцу сладко, и взору горячо.
Герои книг – местные жители, юные и взрослые. Творчество Маины Боборико начиналось со стишков и сказок для собственных дочки и сына, родившихся в Витебске. Потом писала уже о них самих, а читать интересно было и многим другим детишкам по всей Беларуси. Для передач «Малышок» и «Гайдаровец», за выпуск в телеэфир которых на областной студии ТВ отвечала Маина Боборико, требовалось каждую неделю сочинять рассказики и стихотворения, на витебской фактуре, разумеется. Вот на таком «конвейере» еще 20 лет шлифовалось мастерство детской писательницы.
Маине Боборико повезло со взыскательными, но объективными рецензентами, которые в свое время поддержали, благословили в добрый путь на литературном поприще. Известная детская писательница Эди Огнецвет, народный писатель Беларуси Янка Брыль (момент разбора им творческих полетов Маины Боборико на семинаре молодых литераторов в Королищевичах запечатлен на фото, висящем на видном месте в квартире), Алесь Пальчевский из журнала «Вясёлка», прозаик, поэт и сценарист Михась Герчик. И народный поэт Беларуси Петрусь Бровка руку приложил к ее судьбе.
Давнишняя семейная газета «Терка» вместе с другими творческими реликвиями хранится в личном фонде писательницы в Госархиве Витебской области, а старые и новые сказки и стихи Маины Максимовны читает уже третье поколение в роду – она прабабушка. Широкую аудиторию ее «прачитателей» уже несколько лет ждет в издательстве сборник сказок «Парикмахер Елграф и волшебные ножницы». Кроме того, ветеран детской литературы замахнулась на два сборника поэзии – «Дождик ходит на ходулях» и «Березовая каша». Материал готов. Мечта – чтобы стихи оформили рисунками юные художники и чтобы их имена были упомянуты на страницах ее книг.
Для взрослых поклонников творчества готова новая серия рассказов – «Дорога на холсте», «Бумеранг», «Странная женщина» и другие, впору издавать книгу прозы. Два – «Базарчик» и «Капля осени» – в этом году опубликованы в газете «Приневский край» (первым редактором которой в 1919-м был Александр Куприн) вкупе с очерком петербургского писателя Алексея Любегина (недавно очерк вышел и в газете «Литературный Петербург») вот под таким эпиграфом:
Люблю читать рассказы Боборико!
Я слышу в них дыхание небес.
Читатели – от мала до велика –
Испытывают жгучий интерес
К ее глубоким, как Двина, рассказам.
И я не раз в ее Двину нырну,
Чтобы постичь не сразу, раз за разом,
Ее рассказов мудрых глубину.
И шевеля губами, словно рыба,
Себя привольно чувствуя в реке,
Писательнице витебской «спасибо»
Скажу не раз на русском языке.
Под строками этого автора подпишутся и многие отечественные почитатели таланта Маины Боборико, по-прежнему фантазерки, как она сама себя характеризует, путешествующей во времени.
Фото Дмитрия Осипова