Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Пчелы стали причиной раздора соцработника, пожилой женщины и соседа-пчеловода в Витебском районе

Эта история началась с того, что социальный работник из Суража Светлана Васильева позвонила в редакцию с просьбой помочь разобраться в сложной ситуации.

Светлана Михайловна обслуживает Татьяну Дмитриевну, 85-летнюю пенсионерку в деревне Слобода Витебского района, помогает по хозяйству, прибирает в доме, покупает продукты, приносит воду из колодца. Но уже некоторое время не может полноценно исполнять свои обязанности из-за пчел. Пасека Владимира Иванова находится рядом с колодцем, из которого соседи берут воду.

Медовый месяц

– Меня это не беспокоило, пока однажды не укусила пчела. Лицо распухло, мало приятного. С тех пор за водой ходить боюсь, – призналась женщина, добавив, что после того случая ее не раз атаковали насекомые. От своей подопечной она узнала, что подобные инциденты происходили ранее. У дочки Татьяны Дмитриевны аллергия на укусы, однажды даже был анафилактический шок, тогда женщину едва успели спасти.

– По-хорошему просила соседа убрать ульи, перенести их в другое место, но он отказывается. А к моей подопечной приезжают внуки, они тоже рискуют быть покусанными пчелами. Это же опасно, – разумно заметила соцработник и решила добиться справедливости.

Не видя мирного пути решения конфликта, она в августе обратилась за помощью в Суражский сельсовет. Разбираться на место в Слободу выезжал председатель Александр Велитченко с заместителем начальника Витебской районной ветеринарной станции Александром Маслаковым. Специалист ветслужбы осмотрел участок, сделал замеры. Была в тот день с ними и Светлана Михайловна, которую снова укусили на глазах у всех. Владимир Михайлович тогда пообещал, что сам будет носить воду соседке, чтобы соцработник не подвергала себя опасности.

После Светлана Васильева получила письмо. В нем сообщается, что Владимир Иванов не нарушил правила содержания пчел: на пасеке 10 ульев, расстояние от ближайшего домика до улицы составляет более 20 м, а до соседнего участка – свыше 10 м. С точки зрения законодательства у ветеринарной службы нет оснований требовать убрать или перенести ульи в другое место.

Ситуация не сахар

Чтобы разобраться и услышать все стороны конфликта, мы отправились в командировку в Слободу. Первым делом встретились с председателем сельсовета. Александр Велитченко рассказал, что в Слободе всего 3 дома, где постоянно проживают люди, еще несколько приезжают в дачный сезон.

– Это пасека Владимира Иванова. Сам он живет в Шапурах. В Слободе – родительский дом, там он содержит хозяйство – огород, корову. Пчелы там живут, наверное, уже лет сорок, и раньше никаких проблем между соседями не возникало, – пояснил Александр Михайлович. – Колодец, из которого берут воду местные жители, также находится на его участке и по документам принадлежит именно ему.

Председатель рассказал, что конфликт вполне можно считать исчерпанным, ведь соцработнику теперь нет необходимости приносить воду Татьяне Дмитриевне, за нее это согласился делать сосед.

Такой выход вполне устраивает и саму пенсионерку.

– Сколько мне той воды нужно, – призналась женщина. – Я за Свету больше переживаю, она пчел боится. Бывало, и нас кусали, и дочку мою скорая спасала. Ругались тогда, конечно, но в целом живем мирно. Сосед мне даже помогает, от автолавки продукты или мешок комбикорма никогда не отказывался донести.

Не видит большой проблемы в ситуации и Владимир Иванов.

– Мы не чужие люди, Татьяна Дмитриевна – моя троюродная сестра. Знаем друг друга с самого детства, нормально общаемся. Медом ее постоянно угощаю, – рассказал Владимир Михайлович. Пчеловодством в Слободе первым начал заниматься его отец еще в 1973 году, купил три домика, а теперь сын продолжает его дело. Конфликт, по мнению Владимира Иванова, возник из-за соцработницы.

Владимир Михайлович и Татьяна Дмитриевна долго живут по соседству и могут найти взаимопонимание

– После того, как ее укусила пчела, попросил приходить к колодцу часов в 10-11 утра, когда насекомые не так активны, предупредил, что они не любят сильные запахи, поэтому лучше не пользоваться духами, одеколонами. Потом и вовсе сказал, что сам буду носить воду Татьяне Дмитриевне, но Светлана Васильева просто хочет, чтобы все закончилось так, как нужно именно ей, – уверен мужчина, который не намерен уступать, ведь закон на его стороне, что и подтвердил компетентный специалист.

– Могу перенести улья в сад, но там постоянно солнечно, а от жары пчелы становятся более агрессивными, станет еще хуже, – пояснил пчеловод.

Выйти из треугольника

Каждый из участников конфликта по-своему прав. Разборки прекратятся, если хоть одна сторона этого классического треугольника пойдет на уступки. Но этого, увы, не происходит.

Татьяне Дмитриевне нужен соцработник. Ей уже пообещали, что если Светлана Васильева откажется, то помогать ей будет другой специалист. Но пенсионерке не хотелось бы терять женщину, которая так ответственно относится к работе. Светлана Михайловна, в свою очередь, считает непорядочным бросать подопечную и хочет добиться беспрепятственного и, главное, безопасного доступа к питьевой воде. Владимир Михайлович готов сам носить воду, только чтобы оставили в покое его пасеку, которая отвечает всем требованиям законодательства.

Теперь конфликт вышел на следующий уровень, и конфигурация человеческих взаимоотношений стала гораздо сложнее. Это целый многоугольник с новыми участниками – представителями местной власти, ветеринарной службы, а значит, прийти к согласию становится все труднее.

– Да мне даже не нужно, чтобы он переносил пасеку, главное, чтобы признал, что не прав, – напоследок заметила Татьяна Дмитриевна. Вот и получается, что главная цель конфликта – победить своего соперника. Все эти люди хорошие, честные. Просто у каждого свои мотивы и справедливые желания. Хочется, чтобы они вместе собрались за одним столом, выпили чаю с медом и обо всем мирно договорились, тогда ни у кого не останется горьковатого привкуса от этой истории.

Комментарий специалиста

Заместитель начальника Витебской районной ветеринарной станции Александр Маслаков рассказал, что за сезон ему приходится разбираться с 2-3 аналогичными конфликтами из-за пчел.

– Как правило, все нормы законодательства соблюдаются, а значит, оснований требовать от владельца убрать или перенести улья нет. Но объяснить это людям, между которыми уже есть личный конфликт, очень трудно, – пояснил Александр Иванович.

 Пчеловодам он рекомендует работать на пасеке, когда соседей нет дома, а «атакованной» стороне – не провоцировать насекомых на агрессивное поведение. При непосредственной близости пчел лучше не пользоваться сильным парфюмом, не размахивать руками и не кричать, если пчела все-таки залетела на ваш участок. К слову, в поисках меда они могут отлетать от улья на 5-6 км, так что вполне может быть, что незваной гостьей оказалась жительница не соседской пасеки, а более отдаленной.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ