Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Бывшая узница концлагеря Владислава Томко: «Радуюсь каждому дню, потому что знаю цену жизни»

Когда пришла война, маленькая Владислава Томко жила в с родителями в деревне Мартиновцы Миорского района. Первое время оккупации прошло для девочки без особых потрясений в сложившемся крестьянском быту. Так же, как и всегда, родители и ее три брата работали в поле – сеяли и пахали, досматривали домашнюю живность.

Страшное началось чуть позже. Жители деревни стали укрывать евреев, которые подлежали высылке в концлагеря. Кто-то из местных донес об этом немцам, и карательная экспедиция не замедлила нагрянуть в Мартиновцы. В тот день все жители работали в поле, дома остались только она, ее брат Иван и еще один мальчик по фамилии Жолнерович. Когда немцы пошли по дворам, брату удалось ускользнуть от них и вывести евреев из деревни. Иная судьба ждала Владиславу и соседского мальчика. Они попались немцам на глаза, и прямо со двора родного дома их увезли на грузовике.

Так начался этап жизни в лагерях. Сначала их привезли в Глубокое, в пересыльный лагерь. Там Влада провела 5 дней. Оттуда на поезде ее отправили в лагерь, который располагался возле Франфуркта-на-Майне. Об этом времени и сегодня Владислава Станиславовна вспоминает с дрожью. Бараки, голод, бесприютность. Ели все, что придется. Даже жаб, которыми детей кормила одна француженка. Детская группа служила для немцев донорами крови. Сама Влада попала на забор только один раз. Как вернулась в барак, не помнит. После этого, когда немцы забирали детей, старалась спрятаться.

– Никогда не забуду картину, как их привозили назад. Сбрасывали из кузова самосвала прямо на землю. Те, кто мог, ползли. А кто оставался лежать, как правило, были уже почти мертвы. Потом специальная команда уносила их. Видя все, не думала, что удастся вернуться домой, – признается Владислава Томко.

Спасла от смерти случайность. Как-то один из надзирателей пришел и спросил, кто знает немецкий. Влада заговорила с ним. Так на два года стала нянькой для его детей. У него, конечно, жилось легче, чем в лагере. Немецкая семья нашла брата Владиславы, который находился в том же городе в лагере для военнопленных. С разрешения надзирателя ей иногда удавалось навестить его и передать немного еды. И тогда же цыганка, сидевшая в лагере, напророчила, что домой они вернутся в один и тот же день.

В день освобождения лагеря американскими солдатами Владислава вновь находилась в лагере. Немецкие хозяева, когда приблизился фронт, покинули свой дом. Звали с собой и Владу, но девочка выбрала другую дорогу – домой. Через какое-то время всех советских заключенных вывезли на границу Германии и Польши, выдали продукты питания, и Владислава с двумя подружками – землячками из Миорщины пешком пошла домой. Шли три месяца. Радость от возвращения на родину не описать словами – ведь родители не знали, жива ли она. А вечером домой вернулся и брат.

– Постепенно жизнь наладилась. Вышла замуж, родила четырех детей: две дочки и два сына. У каждого свои семьи, уже много правнуков. В свои 92 года стараюсь радоваться каждому прожитому дню, потому что знаю цену жизни в отличии от тех, кто сегодня бряцает оружием по всему миру, – говорит Владислава Станиславовна.

Фото Александра ОЗЕРСКОГО.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ