Короткошерстную норку и чернобурую лисицу разводят в деревне Литусово на Сенненщине Александр и Екатерина Борисёнки. Занимаются ценной живностьь супруги более четверти века. Чтобы оставаться на плаву, они вынуждены трудиться с утра до ночи, ориентироваться на покупательский спрос, заводя новых питомцев или отказываясь от прежних. Словом, деятельность напряженная и рисковая в финансовом плане. Если бы не любовь к фермерству, признаются хозяева, давно бы занялись чем-то другим.
Найти дело по душе удалось случайно, когда в начале 1990-х глава семейства лишился стабильного дохода и задумался о собственном бизнесе.
— Я родом из Могилева. Учился в Витебском техникуме физической культуры, был спортсменом-тяжелоатлетом в рядах Вооруженных Сил, получил звание мастера спорта международного класса. После развала Советского Союза непрофильные армейские подразделения расформировали, а нам предложили пройти переобучение. Меня, например, отправили в самарский вуз на экономический факультет. После вернулся в Беларусь, — сказал Александр Константинович. — Почему выбрали именно Литусово, не помню, но уверен, что местные красоты сыграли в этом не последнюю роль. Первоначально мы с парой бывших коллег основали здесь арендный внутриколхозный коллектив. Чем только ни занимались, даже изготовлением тротуарной плитки и тренажеров для культуристов. Заработать особо не получалось, и спустя время каждый из нас решил пойти своим путем. По своей натуре я не продавец, поэтому сделал ставку на сельхозпроизводство — разведение животных с ценным мехом. Так появилось наше крестьянско-фермерское хозяйство.
Когда-то на месте нынешней зверофермы был лес. Причина выбора столь неудобного места — тогдашнее законодательство, не позволявшее выводить из обращения земли сельскохозяйственного назначения. Вскоре территорию расчистили, выкорчевали деревья и возвели первые клетки для животных, административное здание, кормокухню и прочую инфраструктуру. Постепенно росло и поголовье КФХ «Борисёнок А. К.», достигнув лет десять назад отметки
в 18 тыс. норок.
— Пушнину реализуем частникам в России. Рынок меха нестабилен, случаются сильные обвалы цен. Сейчас в сезон мы забиваем до 3 – 4 тыс. хищников из семейства куньих. Несмотря на то, что выращиваем исключительно импортного зверя, остевой волос у которого короче, а подпушь набита сильнее, что очень ценят покупатели, продавать их пока нерентабельно. Держим около 2 тыс. норвежских и финских лисиц, они крупнее отечественных. Являемся одним из двух хозяйств в Беларуси, где осуществляется искусственное осеменение хищника. Этим занимается моя жена, ветеринар по образованию. Также у нас свое охотхозяйство на 34 тыс. га. Есть десятки овец и собак. Последних после многолетней службы или травм нам отдают охотники. Питаются псы остатками после кормления других животных. Это позволяет экономить на вывозе и утилизации отходов, — сообщил Александр Борисёнок. — Ранее выращивали в вольерах кабанов: породистых голландских сородичей скрещивали с дикими. Полукровки получались неприхотливыми в еде, а в экологически чистом мясе присутствовала лишь небольшая прослойка сала. После вспышки африканской чумы свиней от них пришлось избавиться. Надеемся возобновить поголовье, как только запрет будет снят.
Невзирая на трудности, чета Борисёнков старается находить решения проблем, снижать затраты на производство. Так, недавно они взяли 60 га леса с пастбищем (листья и ветки — отличное лакомство для коз) и 22 га земли, чтобы выращивать травы и зерно, входящие в состав кормов. Их трудоголизм и предпринимательская смекалка позволяют не только обеспечивать собственное безбедное существование, но и давать работу соседям-сельчанам.
Фото Дмитрия Осипова