Каких только объявлений не встретишь на столбах, водосточных трубах, остановках, в подъездах, на стенах жилых домов: программисты, строители, косметологи и многие другие предлагают свои услуги печатным текстом или от руки. Но вездесущему двигателю прогресса этого мало. В последние время он стал активнее осваивать новый плацдарм — тротуары. Корреспондент «ВВ» ознакомилась с местами размещения рекламы в областном центре и выяснила, как рассказать о своем бизнесе легально.
Наземное панно
Главная причина активного распространения подобной имиджевой рекламы на тротуарах — это небольшие затраты. Практически любой может выйти на улицу с трафаретом и краской и за пару минут нанести нужный текст на асфальт. И все это бесплатно, чем активно пользуются рекламодатели. Однако со временем такая реклама теряет цвет, контуры и превращается в грязные пятна на плитке или асфальте. Подобную картину можно наблюдать на центральных улицах северной столицы.
Ставшие популярными красочные надписи, нанесенные баллончиками, приравниваются к наружной рекламе, а значит, и спрос с них соответствующий. Как пояснили в управлении торговли и услуг облисполкома, для объявлений размером до 0,5 кв. м специального разрешения не требуется. А если речь идет о кронштейнах и о средствах наружной рекламы в пределах придорожной полосы автодорог, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов, то они допускаются только лишь после оформления паспорта рекламы.
– Прежде чем его получить, необходимо собрать весомый пакет документов, в том числе представить несколько эскизов в цвете и письменное согласие хозяина места размещения рекламы, если территория находится в частной или республиканской собственности. Кроме того, размещение в такой ситуации коммерческой информации платное, а значит, ежемесячно нужно отчислять в бюджет города или района сумму в зависимости от площади конструкции, — констатировали в управлении торговли и услуг облисполкома.
Как только специалисты определят, что кто-то попытался сорвать свой куш нелегально, субъект хозяйствования получит штраф. Вместе с тем недобросовестные рекламодатели обязаны будут произвести демонтаж своего творения, вернув асфальту или плитке первоначальный вид. Однако зачастую сложно доказать, что «граффитисты» действовали от лица самого рекламодателя.
Разрешения на размещение наружной рекламы более 0,5 кв. м на асфальтном покрытии в Витебске, Полоцке, Новополоцке, Орше не выдавались. Субъекты предпринимательской деятельности за незаконное размещение такой наружной рекламы к административной ответственности этими горрайисполкомами, а также управлением торговли и услуг облисполкома не привлекались.
А как относятся к подобному уличному «граффити» витебчане? Например, студент Виталий считает, что расписанные тротуары – это не так уж и плохо. «По-моему, такая реклама имеет место быть, другое дело, что она должна быть интересной и необычной, украшать город», — сказал парень. В том, что у наземных панно есть перспективы, убеждена продавец одного из торговых центров Виктория. «Насколько мне известно, в европейских странах сплошь и рядом встречаются «бродилки». Считаю, что реклама на асфальте работает, ведь под ноги смотрят все. Главное, чтобы в ней указывалась достоверная информация», — отметила девушка. А вот пенсионер Андрей Петрович уверен, что текстов на асфальте быть не должно: «Это абсолютно ненужная вещь. Зачем портить тротуары? Если я захочу что-то приобрести или обменять, воспользоваться той или иной услугой, проще купить в киоске свежую газету с рекламой».
Уличные прайсы
Нередко обрастают объявлениями типа «аренда квартир и комнат», «скорая помощь компьютеру», «облицовка плиткой», «деньги в долг», «мгновенный загар» автобусные остановки и столбы. Оторванные бумажки с телефонами говорят о том, что спрос есть. На одной из остановок по Московскому проспекту своим мнением о такой рекламе поделилась молодая мама Полина в ожидании транспорта: «Я против рекламы на улице ничего не имею. Бывает, ждешь автобус и, пока есть время, разглядываешь одно объявление за другим. Однажды благодаря этому удалось найти выгодные предложения по стройматериалам и мебели для дома», — вспомнила женщина.
И если некоторые читают эти объявления от скуки, ожидая общественный транспорт, то сотрудники жилищно-коммунального хозяйства проявляют к ним гораздо больший интерес: именно они прилагают массу усилий, срывая всю рекламу, расклеенную в неустановленных местах. Ведь самые заботливые укрепляют свои сообщения скотчем, чтобы ветром не срывало и не размывало буквы дождем.
– Каждый день боремся с объявлениями, и каждый день они появляются снова. Конечно, и внешний вид остановочных пунктов изрядно подпорчен. В считанные дни они обрастают рекламой обтяжки мебели, сборки шкафов и ремонта замков, — констатировали сотрудники ЖКХ, благоустраивающие территорию на Московском проспекте.
Пока городские службы стремятся навести порядок, самих расклейщиков объявлений тема чистоты улиц не особо волнует. Найдя в Интернете несколько предложений по работе расклейщиком объявлений, я позвонила по некоторым из указанных на сайтах номеров. На вопрос: «Где расклеивать?» отвечали: «На стенах подъездов или автобусных остановках». А после уточнения о том, указаны ли на объявлениях срок действия лицензии и свидетельство о регистрации, одни отшучивались, а другие были настроены весьма агрессивно и сразу прощались. Видимо, зачастую к рекламе на столбах и остановках прикладывают руку не совсем добросовестные организации.
Подъездный спам
Разноцветные листовки оккупируют и почтовые ящики, стены подъездов многоквартирных домов. Часто их вместе с бесплатной прессой разносят промоутеры. «Я не против того, чтобы люди так подрабатывали, — делится мнением житель микрорайона Билево Алексей Семенович. — Если не заглядывать в почтовый ящик недельку – другую, открыть его можно с большим трудом. В таком случае вся реклама сыплется на пол. Было бы неплохо, если бы почтовые ящики жильцов, которые не хотят получать буклеты, обознались специальными наклейками. Может, это хоть в какой-то степени было бы мерой в борьбе с назойливыми рекламодателями».
По словам первого заместителя начальника управления ЖКХ облисполкома Дмитрия Герасимова, в каждом жилищно-эксплуатационном участке ЖРЭТа Витебска, на подъездах жилых домов установлены специальные стенды, которые предназначены для расклеивания объявлений, рекламы, информации для населения.
Никогда не проходит мимо такой инфодоски пенсионерка Антонина Сергеева, проживающая в многоэтажке по проспекту Фрунзе. «Одно время рекламу клеили при входе в подъезд. Была заляпана и дверь, и кирпичная стена. При этом бумага то и дело отрывалась, падала на землю, засоряя наш двор. Такое безобразие творилось, пока у подъезда не повесили специальную доску для объявлений, теперь, по крайней мере, все в одном месте», — заметила женщина.
Реклама — двигатель торговли?
Отношение к уличной рекламе у витебчан неоднозначное. Одни считают ее двигателем торговли, другие — помехой. Но, несмотря на разницу во мнениях, большинство людей все-таки признают, что она нужна. Чтобы реклама работала, ее должны увидеть как можно больше людей. И, надо сказать, лучшего места, чем улицы города или подъезды домов, не найти. Для рекламодателя польза очевидна, остальные же благодаря многочисленным коммерческим сообщениям становятся более информированными, появляется возможность выбрать выгодное для себя предложение. Однако далеко не все подобные послания размещены на законных основаниях, поэтому с ними постоянно приходится бороться местным властям.
Размещение рекламы в специально отведенных местах и при необходимости ее официальное оформление должны стать правилом. И если каждый будет соблюдать эти простые постулаты, станет вокруг чище и комфортнее.
Цифры и факты
Как отметили в управлении охраны правопорядка и профилактики УВД облисполкома, зачастую поймать недобросовестных граждан, которые не соблюдают закон о рекламе, помогают система видеонаблюдения и оперативные сообщения очевидцев в милицию о правонарушении.
За нарушение законодательства о рекламе, правил благоустройства и содержания населенных пунктов, правил пользования жилыми помещениями предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 12.15, ч. 2 ст. 21.14, ч.1 ст. 21.16 КоАП, которая влечет наложение штрафа. К слову, за первый квартал этого года на Витебщине было составлено 196 административных протоколов и наложено взыскание в размере более 152 млн, сообщили в управлении охраны правопорядка и профилактики УВД облисполкома.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.