Волки уже не первый год держат в страхе жителей деревень Городокского района. Этот сезон обещает стать критичным. На календаре еще только середина октября, а серые, по подсчетам местных жителей, уже съели девять собак. Да не просто в глухой деревушке, а в самом райцентре.
«Сорвался с цепи и убежал», — это было первое, о чем подумала городокчанка Мария Мозжарова, когда утром обнаружила пустую будку и оборванную цепь. Ее любимого Бима, с которым она бок о бок прожила 12 лет, и след простыл.
— Муж вышел во двор, он у меня охотник в прошлом, осмотрелся и говорит: «О, так тут же следы волчьи!» Ну мы скорее в хату. Хорошо хоть у мужа ружье охотничье осталось. Мало ли что… — дрожащим голосом вспоминает то утро Мария Ивановна.
Семья Мозжаровых до последнего отказывалась верить, что к ним в гости заходили волки. Это же город, а не глухая деревушка. Да и дом стоит у оживленной трассы. Ну какие тут волки могут быть? Сомнения рассеялись следующим утром, когда Мозжаровы узнали, что соседская собака тоже бесследно исчезла. Соседи собрались, потолковали и решили впредь уцелевших собак запирать в сарае либо забирать на ночь в дом. После инцидента на улице Яблоневой, на которой и случились три нападения волков, включили фонари. До этого, как говорят горожане, ночью у них было хоть глаз выколи.
Слухи о нападениях серых сарафанное радио разнесло быстро. Говорят, волки даже засветились на камере видеонаблюдения в центре города. Теперь жители окрестных улиц по вечерам ходят минимум по двое. Детей на улицу одних стараются не отпускать.
В Городокской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира прокомментировали ситуацию. Начальник инспекции Дмитрий Морговцов считает, что такое поведение зверя вызвано, скорее всего, инстинктами:
«Видимо, он захаживает к жителям в поисках еды. Если бы был бешеным, не убегал бы потом в лес, бродил бы среди людей. Подобный случай произошел на прошлой неделе, правда, там уже главной «героиней» была лиса. Так вот, это животное оказалось больным. А здесь, думаю, обычный животный инстинкт — пропитание».
Что делать с диким зверем, который пугает жителей Городка, и кто должен заниматься его отловом? Директор районной структуры Белорусского общества охотников и рыболовов Юрий Леонов уточняет:
«Городок, как и любой другой населенный пункт, не входит в состав охотничьих угодий. Поэтому не имеем права даже расчехлять здесь ружья. Отстрелом и отловом волков, которые по новым правилам не относятся к нежелательным видам, можем заниматься только на арендуемых охотугодьях. От помощи местным жителям не отказываемся, но все должно быть по закону. Для этого в райисполкоме собирается комиссия, которая решает, какой структуре или сразу нескольким нужно заняться устранением животного. Подобные случаи для райцентра не единичные: они участились с 2014 года, когда стала снижаться популяция дикого кабана. Кстати, с января этого года на арендуемых охотугодьях отстрелили 25 волков. Поведение зверя понятно: ему нужно пропитание, а домашние собаки — легкая нажива: на цепи, их легко распознать. Вот и выходит, что волки захаживают на подворья. От нынешнего зверя уже пострадали шесть собак».
Сегодня такая комиссия в райисполкоме собралась. Ее председатель — начальник Городокской районной ветеринарной станции Сергей Зайцев — рассказал порталу sb.by, как дальше будут действовать соответствующие службы:
— Вокруг любого города или деревни есть так называемая зеленая зона, в которой, как и в населенном пункте, нельзя вести охоту. Но райисполком при необходимости может дать эти земли в аренду субъекту хозяйствования. Для этого должна быть принята охотустроительная документация. Во время совещания приняли решение оформить участки вокруг Городка как территорию, которая приравнивается к охотугодьям. Соответственно, уже можно будет использовать разные способы добычи животных -- на приманку и другие. Дальше специалисты возьмутся за подсчет животных, и если численность волков окажется больше нормы, охотники займутся отстрелом.
Павел ВЕЛИГУРОВ, научный сотрудник Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам:
— В последние годы численность волков значительно не менялась: их количество составляет примерно 1500 особей. В Городок, возможно, заходят волки-одиночки, которые не могут добыть еду в стае. Есть вариант, что это гибрид волка и собаки. Гибриды меньше боятся людей, более наглые. Отличить «чистого» волка можно по серо-рыжему окрасу шерсти и волчьему профилю. У гибридов обычно видны примеси той породы собаки, с которой волк скрещивался. Следы лап у них принципиально не отличаются.
Олеся БАШАРИМОВА, специалист общественного объединения «Ахова птушак Бацькаўшчыны»:
— Информацию о девяти съеденных собаках нужно проверить. Зачастую сообщения о нападении волков на собак сильно преувеличены. Как говорится, у страха глаза велики. Подобная истерия недавно была в Слонимском районе, где якобы были случаи нападения волка-одиночки. Кто-то даже предполагал, что это чупакабра. Но волк оказался ни при чем. Отстрел волка может иметь негативные последствия. Если убивают вожаков, стая распадается, и волкам-одиночкам приходится в поисках добычи выходить к деревням. Если волков не стрелять, то стимула к чрезмерному размножению не будет. Стаи будут сильнее и смогут эффективно охотиться в лесу. Волкам не будет надобности выходить к деревням. Чужаков на свою территорию сильная стая не пустит. А размножается в стае только доминирующая самка. Поэтому численность волков в лесу будет стабильной.
Кстати, волк — не единственный дикий «гость» в Городке. Местный житель Виктор Юрченко несколько недель назад видел около своего дома… рысь: «Тоже вышел на лай соседской собаки. Смотрю, кто-то сиганул на дерево. Подошел ближе — да это же рысь! Та испугалась, прыгнула на другое дерево, а потом и вовсе скрылась». Больше краснокнижницу в городе не видели.