Больше года назад вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях, который, по общей оценке юридического сообщества, дает более широкие возможности для индивидуального подхода к каждому правонарушителю.
В интервью «Витебским вестям» председатель экономического суда Витебской области Олег Киенко остановился подробно на основных нововведениях, рассказал о практике работы суда по применению новаций, пояснил, с учетом каких обстоятельств может быть смягчена ответственность, и даже ответил на вопрос по одному из наиболее часто выявляемых правонарушений: возможно ли избежать наказания при покупке больших партий сигарет?
Хочу особо обратить внимание на то, что кодекс не просто скорректирован, а изменился с акцентом на усиление его профилактической функции. То есть появились новые возможности для того, чтобы очень дифференцированно, избирательно подойти к оценке правонарушения и наложению взыскания, что дает возможность наиболее полно реализовывать принцип справедливости судебного постановления.
Что касается конкретных нововведений, то остановлюсь на некоторых. Наряду с сохранением такой характеристики противоправного деяния, как малозначительность, с учетом которого можно прекратить производство по делу, появился новый способ профилактики – вынесение предупреждения.
Еще одна новация — у суда появилась возможность наложения взыскания ниже низшего предела с учетом обстоятельств дела, личности субъекта и его имущественного положения (либо финансового положения организации). Это логично, ведь за некоторые нарушения предусмотрены достаточно серьезные санкции, например, в размере двукратной величины разницы между фактической и расчетной выручкой (за нарушения в сфере ценообразования). Иногда этот штраф составляет десятки тысяч рублей, что способно повлечь серьезные негативные последствия для юридического лица. Теперь же у суда появилась возможность очень аккуратно и избирательно применять эту норму с учетом характера деятельности, количества работников, социальной значимости предприятия для региона. В этом году она применялась по семи делам, когда административное взыскание в виде штрафа налагалось в размере меньшем, чем предусматривает санкция статьи.
— Поясните, пожалуйста, новые положения кодекса, связанные с категориями административных правонарушений.
— В зависимости от характера и степени общественной вредности они разделены на три категории: административные проступки, значительные и грубые административные правонарушения.
Если человек совершил административный проступок, то есть менее общественно вредное правонарушение, и признает вину, дает согласие на прекращение дела с вынесением предупреждения, при этом ранее в течение года не привлекался к ответственности за такое же правонарушение, то дело в обязательном порядке подлежит прекращению с вынесением предупреждения.
Что касается значительного административного правонарушения, то освобождение от ответственности за его совершение является правом, а не обязанностью суда или органа, уполномоченного на рассмотрение дела. В этом случае должны быть соблюдены не только те же условия, как при освобождении за проступок, но и учтены конкретные обстоятельства, наступившие вредные последствия и данные о личности правонарушителя.
Надо отметить, что экономический суд рассматривает административные правонарушения в сфере финансовой, предпринимательской деятельности, которые, как правило, по своему характеру достаточно серьезные с точки зрения общественной вредности и относятся к категории значительных, поэтому по нашим делам безусловное прекращение дела с вынесением предупреждения применяется не так часто. Вместе с тем в первом полугодии рассмотрено 215 административных дел, из которых прекращено производство по 35, в том числе 19 — с вынесением предупреждения (в отношении 13 физлиц, 2 ИП, 4 организаций), еще одно — по малозначительности. Иначе говоря, для себя мы сделали вывод, что новое законодательство воспринято судьями и правильно применяется.
— Какие категории административных дел наиболее часто рассматривал экономический суд и кого привлекал к ответственности?
— Большая часть приходится на дела о незаконной предпринимательской деятельности в различных ее видах (без госрегистрации, запрещенная, без лицензии или с нарушением лицензионных правил). Вторая наиболее распространенная категория – нарушение порядка оборота товаров.
Если говорить о субъектах, то больше привлекаются к административной ответственности как раз физические лица, хотя их количество (132) примерно на уровне аналогичного периода 2021 года. Как правило, граждане привлекаются за незарегистрированную предпринимательскую деятельность. Это, к примеру, реализация товаров, в том числе в социальных сетях (их немного, но подобные нарушения постоянно выявляют налоговые органы). Всегда немало дел, связанных со скупкой, заготовкой с последующей реализацией лома отходов черных и цветных металлов.
Еще одно часто совершаемое гражданами правонарушение связано с оборотом табачных изделий. В частности, это приобретение большого количества (речь идет о тысячах упаковок) табачных изделий. Граждан задерживают, как правило, при их транспортировке. Обычно они поясняют, что приобретают сигареты для собственного потребления. Но с учетом количества суд, как и орган, ведущий административный процесс, критически оценивает такие пояснения, потому что употребить десятки тысяч упаковок сигарет, наверное, невозможно.
Хотя недавно судом рассмотрено дело, когда иностранный гражданин, находясь в Витебске по работе, приобрел несколько блоков сигарет. В отношении него был составлен протокол. В суде мужчина последовательно объяснил ситуацию, и суд, выслушав его аргументы, оценил их как обоснованные и справедливые. Дело прекращено за недоказанностью виновности гражданина. Такое тоже бывает. Конечно, невозможно назвать количество сигарет, единовременное приобретение которых не вызовет вопросов, потому что это оценочное понятие. Такие сведения анализируются в контексте правонарушения, личности, обстоятельств и многих других аспектов.
— Какие обстоятельства еще учитывает суд при вынесении решения по делам, связанным с незаконной предпринимательской деятельностью?
— Это правонарушение, как правило, подразумевает уклонение от уплаты налогов, серьезный проступок во всех юрисдикциях. При этом, рассматривая любое дело, суд, безусловно, подробно анализирует обстоятельства совершения, данные личности правонарушителя. Закон предусматривает перечень смягчающих обстоятельств, притом есть оговорка, подразумевающая, что этот перечень не ограничен. Иначе говоря, смягчающими могут быть признаны и другие обстоятельства в зависимости от конкретного дела. Например, это тяжелое материальное положение, наличие на иждивении малолетнего ребенка или студента платной формы обучения. Также может учитываться социальное положение, например пенсионер. В практике суда есть случаи, когда такой статус учитывался при наложении взыскания.
Так что, помимо применения норм профилактического характера, о которых я уже говорил, закон предусматривает возможность дифференцировать размер штрафных санкций. То есть при наличии каких-либо смягчающих обстоятельств суд не будет накладывать максимальные взыскания. Если человек признает правонарушение, совершал его на протяжении незначительного периода, то штраф может быть минимально возможным.
— Как сработали в условиях обновленного законодательства другие ведомства?
— Действительно, суд – это лишь один из 26 госорганов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Здесь надо пояснить, что основные нововведения коснулись Общей части КоАП, она содержит алгоритмы и требования, без соблюдения которых невозможно вынести правильное решение по делу об административном правонарушении. 30 июня 2022 года Пленум Верховного Суда Республики Беларусь принял постановление о применении судами норм Общей части КоАП.
Хотя документ обобщает судебную практику, понятно, что на эти подходы и разъяснения должны ориентироваться все государственные органы.
При подготовке к пленуму мы также анализировали сложившуюся практику применения нового законодательства. В том числе изучали причины возвращения дел об административных правонарушениях, что отражает качество их подготовки к рассмотрению в судебной инстанции.
Отмечу, что подобных нарушений не так много. Тем не менее постоянно их анализируем, обобщаем и направляем в органы, ведущие административный процесс, для того, чтобы учитывать и не допускать подобных ошибок в работе.
Дела об административных правонарушениях поступают в экономический суд в основном из налоговых и органов внутренних дел, а также таможни. Типичные ошибки связаны, как правило, с содержанием протоколов: неправильно описан состав правонарушения, забыли поставить где-то подпись, не указали, какую именно часть статьи КоАП нарушило лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Фото из архива «ВВ»