В Беларуси начали постепенно отказываться от небезопасной для экологии пластиковой упаковки и одноразовой посуды. Первый шаг — объекты торговли обязали в ассортименте иметь соответствующий товар. Корреспондент «ВВ» изучила ситуацию в областном центре.
Возвращение авоськи
Сегодня уже практически невозможно увидеть в продаже эту сумку. А ведь она была не только удобной, но и прочной, ее грузоподъемность составляла 70 кг. Ни один нынешний полиэтиленовый пакет не может похвастаться таким качеством. При этом авоську делали из экологически чистых материалов — крепких суровых нитей.
Ее давно вытеснили современные упаковки из пластика. Однако лишь 5% от их объема в конечном итоге перерабатывается и используется повторно, а разлагаются они от 500 до 1000 лет. Чтобы избежать катастрофы, уже сегодня предпринимаются конкретные меры. В нашей стране в этом году принята Директива №7, в которой говорится о поэтапном снижении количества полиэтиленовой упаковки и замещении ее безопасной, в том числе из стекла и бумаги. По постановлению МАРТ №72, в объектах торговли различного формата в зависимости от площади объекта обязательно наличие мешков или пакетов из бумаги (от 1 до 3 наименований), одноразовой посуды и столовых приборов из бумаги (от 2 до 4 наименований). Действие документа распространяется на магазины с универсальным ассортиментом товаров, смешанные, специализированные и узкоспециализированные, киоски, павильоны, торговые объекты, расположенные на автозаправочных станциях. У организаций есть два месяца, чтобы привести в соответствие с новым постановлением свой ассортиментный перечень.
Мы прошлись по магазинам нескольких торговых сетей и посмотрели, есть ли там в наличии бумажные пакеты. В супермаркетах «Евроопт» и «Грин» нашли их для упаковки хлебобулочных изделий, и они бесплатные. Здесь же присутствовала более объемная экотара, ее можно купить.
Ну что ж, сегодня у авоськи есть серьезный шанс на возрождение. Кстати, в хозяйственных магазинах предлагают креативные аналоги из ткани, которые складываются в небольшую сумочку. Почему бы и нет? Ведь стоимость одного пакета-майки — 14 копеек. Если ходить в магазин каждый день, то за месяц мы тратим на мусор, захламляющий к тому же собственное жилище, 4,2 рубля, в год — 50,4 рубля. Еще один, самый простой способ позаботиться о своем будущем и снизить потребление пластика в обиходе — не покупать каждый раз на кассе новый полиэтиленовый пакет для продуктов. Ведь можно использовать тот, который остался от предыдущего посещения.
Стеклотара в тренде!
На снижение количества небезопасной тары направлено постановление МАРТ №53. Согласно документу в гастрономах, универсамах и супермаркетах с торговой площадью до 1000 кв. м в ассортименте должно присутствовать не менее двух наименований минеральной воды в стеклянной таре, свыше 1000 кв. м — не менее трех. Аналоничная норма предусмотрена и для питьевой воды. Для специализированных и узкоспециализированных продовольственных магазинов, а также других торговых точек, где продают продукты питания, наличие не менее двух наименований минеральной и питьевой воды «в стекле» обязательно, если площадь торгового объекта превышает 200 кв. м. Наконец, автомагазины, павильоны, продмаги и профильные торговые объекты в сельских населенных пунктах и поселках городского типа обязаны будут предложить потребителям не менее одного наименования минеральной и питьевой воды в стеклянной таре.
Торговые сети Витебска нововведение в законодательстве, которое действует с 17 июля, исполняют В магазинах присутствуют разнообразные напитки и минеральная вода в стеклотаре. Правда, стоимость у них соответствующая.
Например, за 0,5 литра «Тархуна» я отдала 2,5 рубля. А в одном из магазинов нашла газированный напиток в стеклянной бутылке объемом 0,175 литра. Миниатюрная бутылочка привлекла внимание. Стоимость стакана газировки составляла 56 копеек. Может, и дороговато. Для сравнения: литр белорусского напитка в пластике стоит 1,36 рубля.
My сup, рlease!
Уменьшить количество мусора и сделать жизнь горожан более экодружественной — цель кампании, которую запустили в нашей стране выпускницы молодежного образовательного центра «Экостарт» при поддержке Центра экологических решений и «Зеленая сеть». Сегодня инициатива имеет распространение по всему миру. Участники акции предлагают, покупая в кафе напитки на вынос, просить их налить в свою чашку. Оказывается, одноразовые бумажные стаканчики внутри покрыты пленкой, которую очень сложно отделить от бумаги. Поэтому тару не переработают, даже если ее сдать в макулатуру. Кроме того, данная посуда может быть небезопасна для здоровья. Некоторые виды пластика при соприкосновении с горячим напитком выделяют вредные вещества.
Отправилась в одну из кофеен сети Smile Coffee областного центра со своей чашкой.
— My сup, рlease! — попросила я.
Девушка-бариста с удовольствием сделала мне капучино.
— Наши кофейни, конечно же, приобщились к данному важному экологическому движению. Но такие акции проводим периодически, — прокомментировал руководитель сети Сергей Антоненко. — У населения они не вызывают тот резонанс, на который рассчитывают организаторы кампании.
Мнение потребителей
У жителей областного центра мы поинтересовались, как они относятся к экологичным видам упаковки.
В других странах
За рубежом с неэкологичной упаковкой борются уже давно. В Эстонии для того, чтобы люди сами делали выбор в пользу безопасных пакетов, их сделали дешевле, чем полиэтиленовые. В Латвии магазины и супермаркеты, в ассортименте которых есть пластиковая тара, платят дополнительный налог. С 1 апреля этого года в Грузии запрещено производить, использовать и импортировать полиэтиленовые пакеты.
Нынешние осенью оксфрдские студенты обнаружили в точках общепита вывеску, предлагающую вместо пластиковых одноразовых столовых приборов использовать металлические или деревянные, а пластиковая посуда полностью исчезнет из студгородка до конца 2020 года.
В 2021 году на территории ЕС начнет действовать запрет на одноразовые пластиковые тарелки, контейнеры, стаканы, вилки, ножи, ложки, коктейльные соломки, ватные палочки. В США в штате Калифорния запрет на пластиковые пакеты, да и вообще на одноразовую упаковку действует еще с 2000-х годов. Здесь все магазины должны обеспечить покупателей матерчатыми многоразовыми сумками или бумажными пакетами из вторсырья.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.