Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Александр Лукашенко: "Сегодня выборы — это уже поле боя"

Совместный проект ВГУ им. П. Машерова, областного отделения Белорусской партии «Белая Русь» и областной газеты «Витебские вести»

26 января 2025 года всем гражданам Беларуси предстоит принять очень важное и судьбоносное решение для нашей страны. Выборы Президента Республики Беларусь — главное политическое событие 2025 года, в котором каждый белорус, осознавая свою ответственность и проявляя заботу о своем будущем, должен прийти на соответствующий избирательный участок и проголосовать. Дальнейший курс развития Беларуси будет зависеть от выбора каждого гражданина. Этим и продиктована важность предстоящих президентских выборов в преддверии определения новой пятилетней программы социально-экономического развития государства.

В условиях глобальных вызовов выборы становятся ключевым моментом, способствующим консолидации общества вокруг общих целей и ценностей. События последних лет как в нашей стране, так и в мире наглядно показали нам важность единства нации, принципиальности в вопросах защиты исторической памяти, правды, суверенитета, сбережения традиционных ценностей белорусского народа.

Уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что текущая электоральная кампания проходит в исключительно правовом поле, обеспечивающем электоральный суверенитет Республики Беларусь, который определен как один из главных национальных интересов нашей страны в рамках действующей Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной решением Всебелорусского народного собрания 25 апреля 2024 г.

В соответствии с данным стратегическим документом «электоральный суверенитет Республики Беларусь» – это неотъемлемое и исключительное право государства самостоятельно и независимо организовывать и проводить выборы, референдумы в целях обеспечения реализации полновластия народа и свободы его выбора при верховенстве Конституции Республики Беларусь и национального законодательства, недопущения вмешательства в избирательный процесс.

Противоречивое сочетание процессов глобализации и регионализации мировой экономики, стремление к переделу рынков и агрессивная санкционная политика отдельных стран обусловливают необходимость разработки эффективных методов защиты суверенитета, национальных интересов страны.

Глава государства Александр Григорьевич Лукашенко неоднократно подчеркивал, что «качественная подготовка выборов, прозрачность, честность гарантируют поддержание политической стабильности, сохранение мира и порядка в обществе». Сегодня в Беларуси налажена масштабная работа по недопущению действий, направленных на дискредитацию либо срыв электоральных кампаний, что будет являться угрозой национальной безопасности страны.

Стратегические императивы и геополитическое поведение наций-государств определяются сквозь призму двух взаимосвязанных и взаимовлияющих категорий – национальных интересов и национальной безопасности.

Граждане Беларуси участвуют в обеспечении национальной безопасности посредством реализации своих прав и обязанностей. Свое видение национальных интересов, способов и средств их защиты мы реализуем путем участия в выборах, референдумах и других формах непосредственной демократии, а также через государственные и органы местного самоуправления.

Понятие «государственный интерес» практически совпадает с содержанием термина «национальный интерес» и понятием «национальная безопасность». Действительно, основу государственных интересов составляют физическое выживание и политическая независимость страны, сохранение территориальной целостности и границ государства в неприкосновенности, обеспечение безопасности и благосостояния граждан.

В широком смысле понятие безопасности включает обеспечение всем гражданам государства нормальных условий для самореализации, защиты их жизни, свободы и собственности от любых посягательств со стороны будь то отдельного человека, организации или самого государства.

Для этого были разработаны новые законодательные нормы, которые помогут защищать наш электоральный суверенитет.

К примеру:

  1. В Избирательном кодексе установлен запрет на наличие у кандидатов в президенты, депутаты, делегаты ВНС гражданства (подданства) иностранного государства, а также документов, предоставляющих права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью.
  2. Не будут образовываться участки для голосования за рубежом, что связано с отсутствием необходимых условий для безопасности работников загранучреждений и граждан, сокращением числа работников дипломатических служб.
  3. Учитывая поступавшие в ходе электоральных кампаний угрозы в адрес членов избирательных комиссий, в печатных средствах массовой информации не будут публиковаться персональные данные членов избирательных комиссий.
  4. С целью обеспечения соблюдения принципа тайного голосования установлен запрет на вынос выданного бюллетеня за пределы помещения для голосования, а также осуществление фото- и видео-съемки заполненного бюллетеня.

Данные законодательные нормы уже были с успехом апробированы в ходе референдума 27 февраля 2022 года и единого дня голосования 25 февраля 2024 года.

В вопросах организации электоральных кампаний Беларусь нашла свой уникальный вариант, не только применив лучшие мировые практики построения избирательных процессов, но и выработав новые алгоритмы с учетом национальных интересов, позволяющие минимизировать возможность вмешательства в выборы со стороны других государств и исключить риски возникновения политического кризиса, основанного на потере доверия к демократическим политическим институтам.

В качестве яркого примера последствий таких политических проблем можно привести электоральную кампанию 2024 года по выборам президента Соединенных Штатов Америки, когда уже в первые часы голосования пресса начала сообщать о нарушениях, технических неполадках с оборудованием для приема и обработки бюллетеней, а также чрезвычайных происшествиях.

Выборы прошли с недочетами: в Пенсильвании работа участков была продлена из-за задержек, в Нью-Йорке и других штатах фиксировались технические сбои. В южной Калифорнии десятки бюллетеней были найдены в ливневой канализации. В Висконсине из-за брака машин для подсчета голосов пришлось пересчитывать свыше 30 тысяч бюллетеней. В содействии в подтасовке голосов обвиняли даже техногиганта Google. Кроме технических сбоев, ужасали случаи угрозы физической расправой голосующим за того или иного кандидата. В Джорджии и Мичигане поступали сообщения о минировании участков. Власти обвинили в этом Россию и Китай, однако, по словам главы агентства по кибербезопасности США, адреса не указывают на российское происхождение преступников. В результате сегодня политологи отмечают значительный раскол в американском обществе, претендующем на звание «самой демократичной страны», хотя по Индексу демократии США находится на 29-м месте в мире с пометкой «несовершенная демократия», уступая, в том числе Китаю (10-е место с пометкой «полноценная демократия»), которому все время предъявляется претензия в вопросах организации политического строя.

С точки зрения масштабных нарушений избирательного процесса не стали исключением и выборы в Европейский парламент, прошедшие в июне 2024 года. Во многих странах проблемы возникали уже на этапе подачи кандидатами в депутаты деклараций, которые оказывались ложными. Масса нарушений была выявлена в период агитационных кампаний. К примеру, Генеральная прокуратура Румынии возбудила уголовное дело в отношении одного из кандидатов за фальсификацию подписей, поддерживающих его избирателей, а в отношении лидера одной из парламентских партий – за подстрекательство к этой фальсификации. В некоторых странах, в частности в соседней Латвии, на выборах были найдены не опечатанные конверты с голосами. Были даже комичные примеры: жители Бельгии столкнулись с проблемой в ходе выборов из-за вышедших из-под контроля улиток, массово погрызших приглашения на голосование, без которых участие граждан было невозможным. Кстати, в Бельгии, как и во многих других странах, участие в выборах обязательно, и нарушение этого правила чревато штрафом до 80 евро при первом пропуске и до 2 тыс. евро при четвертом и последующих. И эта норма касается выборов любого уровня.

К слову, весь процесс выборов в Европарламент и в США проходил под эгидой противодействия «вмешательству» недружественных государств, которые якобы пытались оказывать влияние на избирательный процесс. Спецслужбы всех стран Европейского союза и США ежедневно искали русский след в своих же собственных нарушениях. Не обошлось без упреков даже в адрес нашего государства, особенно от проигравших сторон.

В то же время коллективный Запад (США, страны Западной Европы и их союзники) старается использовать выборы в других государствах для формирования легитимной политической власти, угодной ему. Поддержание напряженности различными методами может рассматриваться как своеобразный инструмент для отстаивания своих геополитических и геоэкономических интересов в разных частях земного шара. В начале XXI века США, с одной стороны, публично осуждают другие страны в их стремлении отстаивать свои национальные интересы, придерживаться собственной политической идеологии, отличной от американской, укреплять реальный суверенитет. В этих случаях Вашингтон использует санкционные инструменты, создает искусственные торговые и политические барьеры.

С другой стороны, Соединенные Штаты сами готовы нарушать Устав ООН, действовать вопреки нормам международного права в угоду своим национальным интересам, подогревая тем самым напряженность в международных отношениях. Примерами тому служат многочисленные военные операции США за рубежом, открытая поддержка нелегитимных правительств и антиправительственных лидеров (например, самопровозглашенного президента Венесуэлы Хуана Гуайдо).

Уже давно особое внимание американские политики уделяют странам постсоветского пространства, входящим в состав СНГ, которые рассматриваются как стратегический плацдарм для распространения своих интересов. Еще в 1983 году в США для изучения технологий ненасильственной политической борьбы, защиты демократии и прав человека был создан Институт А.Эйнштейна, сотрудники которого стали регулярно участвовать в различных программах «подготовки и поддержки революций» в интересах американской демократии.

Сегодня наблюдается сохранение догмата монополярности во внешней политике Вашингтона, что проявляется в его шагах по предотвращению появления новых и активных действиях против существующих коалиций (БРИКС, ШОС), в опутывании региональных субъектов политики сетью интеграционных объединений. В то же время Соединенные Штаты возглавляют или направляют деятельность многих квазикоалиций, которые находятся под их прямым и непосредственным управлением (например, НАТО).

Наблюдаемые вмешательства Государственного департамента, Вооруженных сил и спецслужб США во внутреннюю политику суверенных государств в разных регионах мира, создание перманентного управляемого хаоса позволяют говорить о разработке и использовании различных подходов к тем или иным политическим элитам. Подтверждением экспансивной политики Вашингтона являются разнообразные «цветные» государственные перевороты по всему миру и создание точек напряженности, внутриполитических и внутренних религиозных и этнических конфликтов, которые, как правило, приводят к дезинтеграции государств, а значит, к сокращению геополитического потенциала субъектов.

Не стала исключением и наша страна, где также были предприняты попытки апробации западных «цветных» политических технологий. За это время Республика Беларусь выстроила серьезный заслон от подобного типа вмешательств, в том числе путем разработки новых законодательных норм избирательного процесса в целях защиты нашего конституционного строя, направленного на обеспечение свободной реализации гражданами своего права на осуществление политического волеизъявления (ст. 37 Конституции Республики Беларусь).


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ