Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Дача нужна для отдыха или работы? Совпадают ли взгляды мужчин и женщин на этот счет?

На Дальнем Востоке вошло в моду новое направление в туристическом бизнесе – дачный тур. То, что в течение долгих десятилетий было едва ли не единственной, не считая турпоходов, доступной возможностью отдыха для советских граждан, теперь по достоинству оценили туристы из Японии. Уже несколько лет подряд они нарасхват покупают трехдневные туры в Россию, в рамках которых вместо музеев и памятников посещают шесть соток. Пару суток прожить жизнью обыкновенного русского дачника – вот что такое сегодня "экстрим по-японски". Модно, необычно и недорого. В Стране Восходящего солнца дач вообще нет – очень земля дорогая. Загородные виллы могут позволить себе только миллионеры. При этом тур с отдыхом на российских виллах японцам тоже не интересен – их тянет ближе к земле и простым людям. Оказывается, именно русские дачи наиболее точно соответствуют японским представлениям о хорошем отдыхе: «отдыхать немного, но разнообразно». А как к дачам относятся корреспонденты «ВВ»?

Женщины: «Когда дачная жизнь удачна»

Мне нравится выезжать за город – на дачу или в деревню. Чистый и свежий воздух, природа! Весной можно созерцать всю красоту цветения деревьев и кустарников, летом радуют глаз васильки и ромашки, осень завораживает золотыми и багряными красками, а зимой белизна снега и его задорный хруст под ногами дарят хорошее настроение.

А как здорово проснуться от пения птиц, накинуть что-то легкое, воздушное и босиком пойти по мокрой от утренней росы траве до ближайшего куста черной смородины, а потом сорвать крупную ягоду и, не задумываясь, отправить ее в рот. Благодать! Особая прелесть в том, что в деревне расстояние кровать – свежий воздух значительно сокращается как в буквальном смысле (не надо преодолевать лестничные пролеты или спускаться на лифте), так и во временном значении: захотела и вышла во двор. Без макияжа, нерасчесанная, босиком, в халате, который тебе много лет назад сшила бабушка. Вдохнула полной грудью, окинула взором окрестность, и душа запела: нет тебе здесь ни грядок, ни парников, а вместо картошки в обрамлении желтых, белых, фиолетовых цветов зеленеет газонная лужайка, на которой стоят тент, стол, стулья, качели и мангал. Благодать!

Ну нет у меня тяги к труду на земле. Причем годы идут, а желания сажать огурцы, помидоры, капусту, редис, морковь, картофель и прочие овощи, над которыми чахнут, в буквальном смысле слова, дачники старшего поколения, у меня не возникает. При этом я – не белоручка. С удовольствием помогу собрать урожай клубники. Правда, урожайность в конечном итоге выходит значительно ниже, чем у тех, кто трудится рядом. Потому как технология сбора уникальная: одну ягоду в ведро, другую в рот. А если серьезно, то не раз помогала друзьям опустошать смородиновые кусты. Поверьте, работенка еще та, но вот, как ни странно, пришлась по душе. Могу еще дорожки от листвы подмести, что-нибудь благоустроить. Вообще по части малых архитектурных форм я мастер. У любимой тетушки на участке благодаря моим стараниям поселились аист, лягушка и черепашка. А еще я в организации детского досуга толк знаю. Однажды предложила детворе устроить улиточные бега. Выиграла подопечная племянника по кличке Молния. Смех смехом, а малолетние наследники были заняты гонками больше часа. Благодать!

Нет у меня тяги к труду на земле, но я почему-то и других, у кого эта сама тяга присутствует и бьет ключом, понять не могу. Как можно отработать пять дней по восемь часов ежедневно и в пятницу вечером мчаться на дачу или в деревню, чтобы до захода солнца чего-то там срочно прополоть, наносить воды для очередного полива и перекопать пол-огорода? А на следующий день с разламывающейся от боли головой, гудящей спиной, несгибающимися ногами и мозолистыми руками, устроив небольшой скандал ленивым домочадцам-уклонистам, выглядящим вызывающе отдохнувшими, вновь пойти по замкнутому кругу: посадка – прополка – полив – вскапывание, в перерыве приготовление обеда-ужина. Чуть не забыла о главном – вода и местные виды топлива для бани, чтобы, попарившись, заново родиться… Вопрос только: для чего?

Сомневаюсь, что о таком времяпрепровождении мечтали дачники, покупая домик в деревне или в садоводческом кооперативе. Большинство наверняка грозилось соорудить всего пару грядок для редиса и лучка, все остальное засеять травушкой-муравушкой и цветами, устраивать семейные вечера для родных и друзей, которые будут собираться за круглым столом у горячего самовара, рассказывать новости, делиться проблемами, обсуждать насущные вопросы или просто дискутировать. Но потом, полагаю, затянуло… Доводы, скорее всего, были приблизительно такими: «Дедушки и бабушки работали на земле, родители, как же мы бездельничать будем! Что соседи подумают? Да и со своего огорода огурчики и помидорчики ­– дешевле и без химии». А тот факт, что собственноручно выращенные овощи политы потом и кровью, обильно удобрены потраченными нервами, а денег на бензин, таблетки от головы и мази от спины ушло столько, что можно было эти самые помидоры из Нидерландов заказывать, никто в расчет не берет!

А ведь дачная жизнь может быть такой удачной! Зеленая лужайка, большой стол, самовар, мангал с шашлычком, свежий воздух и приятная компания. Благодать!

Вспомните, что вы хозяева даче своей, а не наоборот! И тогда на помощь вам придет специально обученный волшебник, который ликвидирует грядки и засеет землю пушистой газонной травой, повесит между деревьями гамак, а вам останется только восклицать: «Какая благодать!»

Елена ПЕТРОВА.

Мужчины: «Каждый выбирает по себе»

Когда слышу разговор про дачу или дом в деревне, вспоминаю слова одной пожилой женщины, которая родилась на селе и в свое время переехала в город. Наверное, нелегкая жизнь в юности настолько ее впечатлила, что о возможном возвращении и работе на земле она отзывается так: лучше в городе буду черный хлеб с водой есть, чем поеду в деревню.

В советские времена случались перегибы в аграрной политике. Представителям поколения 1950-1960-х годов памятно, как ограничивали содержание поголовья скота в подсобных хозяйствах, облагали налогом плодовые деревья, кусты и пчелиные ульи, обрезали приусадебные участки «по самые окна». Да что говорить, когда крестьянам даже паспорта не давали, тем самым привязывая их к земле и конкретному хозяйству. Чтобы получить документ, молодому человеку, в частности, нужно было поступить на учебу или завербоваться (существовали специальные организации) на востребованную работу в городе. Вот и старалась молодежь любыми путями вырваться из деревни. В свое время таким образом и мои родители покинули малую родину. А что делать? Если в немногочисленных совхозах благодаря государственной форме собственности люди получали небольшую фиксированную зарплату, то в колхозах с их кооперативной составляющей работали за трудодни, получая расчет в конце года. Недаром тогда появилась песня:

На горе колхоз, под горой совхоз,

Парень девушке задавал вопрос.

Задавал вопрос, сам глядел в глаза:

«Ты колхозница, тебя любить нельзя».

В результате миграции из сельской местности населения белорусских городов более чем на две трети складывалось из уроженцев деревни. На генном уровне тяга к земле проявилась у них, когда с конца 1970-х начался дачный бум. Государство, решая продовольственную программу (а скорее, проблему), выделяло площади под дачные кооперативы, чтобы люди могли обеспечить себя хотя бы овощами и фруктами. Причем, как правило, участки нарезались на неудобицах - заросших кустарником низких местах. Но принцип «Мое!» творил чудеса. Нужно было видеть, с каким энтузиазмом вновь испеченные «землевладельцы» разрабатывали свои шесть соток счастья. Параллельно возводился дом, хотя при существующем дефиците на стройматериалы нужно было применить определенную изворотливость и найти блат в магазине, лесхозе или познакомиться с прорабом. В общем, тогдашние дачники - герои своего времени. Они не только обеспечивали себя свежими продуктами и закатками на зиму, но и реализовывали часть на рынке. Дети и внуки «первопроходцев» не так пылко относятся к «фазендам». Нынешнее поколение научилось сопоставлять затраты и отдачу. Одно дело приехать на дачу, вытопить баню, пожарить шашлык, полежать в гамаке и совсем другое - спешить вечером после работы, чтобы полить посадки в парнике и грядки (стоимость бензина или билетов), а затем «релаксировать» в выходные, стоя крюком на прополке (хотя кто-то и считает, что лучший отдых - это смена деятельности). Да и времена изменились. Помню, как с нетерпением ждешь, когда вырастет огурец, созреет помидор или перец. Сейчас же свежие овощи и фрукты в магазине круглый год. И пока дождешься собственного урожая, так отъешься покупными огурцами и помидорами, что и своих уже не особо хочется.

Одни говорят, что труд на земле облагораживает человека, возвращает его к истокам. Другие утверждают, что дача - это каторга и бездонная пропасть денег и сил. К тому же всякая тварь жрет: то тебя, то урожай. Одним словом, хороша та дача, где нет огорода. Но если вы ее любите - это плюс, если нет - минус. На мой взгляд, дача с полным комплексом грядок и парников идеальна для пенсионеров, которые вольны распоряжаться своим временем. Они могут спокойно съезжать на лето на свои пригородные «фазенды» или доставшиеся по наследству от родителей деревенские дома и работать в охотку. Возможно, спустя годы их наследники поступят так же. А пока значительная часть поколения помоложе живет надеждой героя анекдота: сбылась мечта Вовочки - родители заасфальтировали дачу.

Но главное - сейчас есть выбор: иметь или не иметь.

Сергей Ляшук


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ