Ежегодно по инициативе МВД во всех регионах страны проводится акция «Семья без насилия». Рабочие группы из числа сотрудников милиции, представителей комиссий по делам несовершеннолетних, органов здравоохранения, образования, труда, занятости и социальной защиты посещают неблагополучные семьи. Корреспондент «ВВ» присоединилась к рейду по Октябрьскому району Витебска.
— По состоянию на 1 августа у нас 234 ребенка из 155 семей признаны находящимися в социально опасном положении. В прошлом году было 308 детей, — рассказывает Виктор Ледник, методист учебно-методического кабинета отдела образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района.
Неблагополучными семьи становятся, когда взрослые начинают злоупотреблять спиртным: идут чередой пьянки и скандалы, в доме запустенье и безденежье, а дети предоставлены сами себе. Увы, чаще всего виноваты в этом женщины, у которых алкоголь притупляет материнский инстинкт. Достаточно часто пьющие мамы, впрочем, как и папы, не работают и не предпринимают никаких попыток трудоустроиться. Тогда подключаются различные специалисты — участковый инспектор, социальный работник, представители службы занятости, школы. Они прикладывают все усилия, чтобы изменить ситуацию, помочь с работой, получением медицинской помощи и мотивировать на лечение от алкоголизма и наркотической зависимости. Если ребенок маленький, проблемные семьи посещаются еженедельно. Каждый факт берется на заметку и выносится на обсуждение на совете по профилактике, где специалисты рассказывают, какие произошли изменения и что планируется сделать. Еще один положительный эффект — от рейдов: люди знают, что к ним в любой момент могут прийти, и держат себя в руках, хотя реагируют все по-разному. Но по-настоящему задумываются, когда нависает угроза помещения детей в учреждения здравоохранения или интернатного типа. Как отметил Виктор Ледник, в прошлом году в районе было 25 таких случаев, в текущем — 18.
— Это происходит, если родители не понимают своих ошибок. Тогда мы приглашаем их на комиссию по делам несовершеннолетних, даем срок на исправление и продолжаем регулярно посещать. На основе полученного анализа выносится решение — обращаться в суд о лишении родительских прав или возвращать детей в семью. В этом году лишены прав родители двоих детей, возвращено в семьи пятеро — из тех 18, о которых упоминалось ранее.
Специалист отметил, насколько сложно изымать детей. Они, как правило, очень переживают, плачут навзрыд. Порой их настраивают на негатив сами родители. На взгляд Виктора Ледника, дети просто не видели другого к себе отношения. Задача заинтересованных служб, подчеркнул он, не осиротить, а создать нормальные условия для ребенка. В большинстве своем разлученные с чадом родители понимают свою ошибку и берутся за ум.
В первом доме, который мы посетили, нас встретили отец семейства с сыном. Визитерам он не удивлен. По словам мужчины, супруга ушла в детский сад за младшим ребенком, она работает, и у них все хорошо. В жилище легкий беспорядок — видимо, в связи с занятостью матери, на кухне стоят закатанные банки с огурцами. Хозяин, кстати, работает водителем и не злоупотребляет спиртным. Проведя с ним профилактическую беседу, начальник инспекции по делам несовершеннолетних ОВД администрации Октябрьского района Александр Радевич предлагает нашей группе поехать дальше.
Прибываем по следующему адресу. Мать одна воспитывает троих детей. В доме порядок, в холодильнике есть еда. Женщина сообщает: наконец-то закодировалась. Жить, говорит, стало легче, появились планы на будущее. Будем надеяться, что все получится, но эта семья пока по-прежнему останется на контроле.
Совсем другая ситуация оказалась в другой квартире. Три малыша от двух до четырех лет, словно зверьки в клетке, сидят в маленькой комнатушке. На полу — песок, как на детской площадке. В соседней комнате просто хаос: игрушки, старые разломанные вещи вперемешку с землей из цветочного горшка. В общем, очень и очень грязно. У мамы гости, но, к счастью, она трезва. А в предыдущее посещение Александр Радевич застал ее в ужасном состоянии. Женщину не остановило ни то, что у нее на руках трое малышей, ни очередная беременность. Двоих детей однажды изымали из семьи на полгода. За это время она родила третьего, не пила, и было решено вернуть их обратно. У женщины хороший муж, который зарабатывает неплохие деньги. Пока он рядом, она держится. Но едва супруг уезжает на вахту, снова пускается во все тяжкие. Насколько хватит терпения у мужа?
Попросили женщину одеть детей — чистого нижнего белья на всех не нашлось. Заглянули в холодильник: засохшая капуста и яйца. Правда, мать уверяет: деньги есть, если надо — схожу в магазин. «Кому — надо?» — уточняет Анна Плиговка, педагог-психолог СШ № 28. Действительно, звучало это приблизительно так: чтобы вы отстали, я схожу. А ведь есть нужно не нам, и холодильник проверяют не для галочки — дети должны питаться полноценно. Твои дети, женщина! В общем, мама внимательно выслушала рекомендации специалистов и пообещала исправиться — кому, как не ей, знать, что шутки плохи.
После увиденного два следующих адреса порадовали: матери взялись за ум, работают, исполняют свои обязанности. Приятно посмотреть! Но это стоило больших трудов — и специалистов, и самих женщин, и их близких.