Как сделать так, чтобы ученики с удовольствием бежали в школьные столовые, где сытно, вкусно и разнообразно кормят? Какие пищевые предпочтения у современных подростков? Что нужно изменить в меню и взять на вооружение поварам, чтобы после обеда в тарелках не оставалось ни крошки? Как найти ту золотую середину, которая бы устроила детей, родителей, педагогов и организаторов здорового питания в школах?
«Секретики» организации
В декабре прошлого года в Беларуси стартовал эксперимент по организации питания в школах и гимназиях, в ходе которого и будут найдены ответы на все вопросы. Пилотный проект затронул 21 учреждение образования страны, в том числе три на Витебщине – гимназию № 1 областного центра, СШ № 2 Городка и Добромыслинскую СШ Лиозненского района. В конце апреля будет обобщена информация с тем, чтобы найти общие подходы в организации питания школьников и распространить опыт.
В витебской гимназии № 1 имени Ж. Алфёрова мы оказались как раз в начале обеденного процесса, который стартует в 10.30 и продолжается до 12.00. За это время через школьную столовую проходят около 600 учащихся.
Вызывало восхищение, как быстро и ловко работники столовой подают порционные блюда школьникам, которые живым ручейком выстроились в очереди. Более шустрые ребята уже пробуют блюда.
В меню – котлета «Секретик» с гречневой кашей, салат из свежей капусты и напиток общей стоимостью от 1 руб. 58 коп. до 2 руб. 05 коп. (в зависимости от порций для младших и старших детей). С каким аппетитом ребята поглощали обед, не оставляя ни крошки, можно предположить, что он пришелся им по вкусу.
– Нам нравится, как сейчас кормят, учитывая наши пожелания. Больше по душе творожные запеканки, пиццы, шашлычки, – сказала Аня, которую поддержал ее одноклассник Ваня.
– Сейчас питаются восьмиклассники, за ними – черед младших классов. И так по очереди, пока не покушают все. В нашей гимназии обучаются 1166 ребят, – поясняет директор гимназии Лариса Левкович, которая вникает во все нюансы питания гимназистов во время пилотного проекта.
Что изменилось? Сместился прием пищи на час. В гимназии в рамках эксперимента организованы обеды для учащихся первой и второй смен. Технологи ОАО «Витмил» (они организуют школьное питание в Витебске) составляют меню с учетом мнений учеников и их родителей, полученных во время анкетирования. Здесь отказались от первых блюд, которые и раньше ребята не очень-то приветствовали. Стали экспериментировать с салатами, различными ингредиентами. Основу рациона составляют те же мясные блюда: котлеты, колбаски, биточки, шашлычки, сосиски с гарниром.
– Эксперимент на то и эксперимент, чтобы в процессе искать и находить что-то новое. Даже самые незначительные изменения могут дать вау-эффект. Например, работники столовой вместо пюре иногда запекают картофельные дольки под сыром. Это не чипсы, которые так любят дети, но блюдо им пришлось по душе, – подчеркнула Лариса Петровна.
Если вдруг кому-то из детей захочется перекусить в течение дня, это можно сделать в буфете, где богатый ассортимент: молочные коктейли, выпечка собственного производства, салаты, йогурты, фрукты, соки.
Меню как в ресторане
Сельская Добромыслинская средняя школа им. Л. Тихмянова, участвующая в пилотном проекте, имеет свои преимущества. Ведь организовать процесс питания для 155 учеников значительно проще. Или нет?
– У нас есть свои сложности, которые мы не можем не учитывать, – подчеркнул директор школы Игорь Атрощенко. – Более 50 детей из отдаленных населенных пунктов приходится подвозить на двух школьных автобусах. Ребята выезжают из дома рано, кто-то успевает покушать, а кто-то нет, поэтому не отменяли завтраки и первые блюда на обед. Единственное, стали креативить с названиями, чтобы привлечь детей, ведь всё новое так притягательно.
Когда знакомишься со школьным меню, кажется, что детей кормят не в столовой, а как минимум в ресторане. Например, шашлычок по-добромыслински, «Гнездо вальдшнепа» (аналог рубленой котлеты с начинкой из яйца и сыра), пельмени «Улетные», десерт фруктовый «Радость» (апельсин, груша, яблоко, политые йогуртом), рыбка запеченная «Для отличника»… Как после такого не попробовать даже нелюбимую рыбу?
– На это как раз и рассчитывали, разрабатывая вместе с поварами 17 фирменных блюд, – поясняет Игорь Анатольевич. – Питание – это как игра, которая должна увлекать ребят. И действительно, когда они бегут в столовую, то интересуются друг у друга, что будет – шашлычок, пицца или «гнездо»? Не отказались и от каш. Каждые две недели идет корректировка блюд. Если не очень по душе рассольник по-лиозненски, заменяем его борщом, не пошла капуста тушеная (аналог ленивых голубцов), на выручку приходят макароны с сыром, вместо рыбы – рыбные наггетсы. В итоге, это показывает и анкетирование, питанием довольны 90 % детей и их родителей, а пищевых отходов – минимум.
В процесс организации питания школьников вовлечены сами ученики, что заранее гарантирует успех эксперимента, который проводится в республике, подчеркнула главный специалист главного управления по образованию облисполкома Наталья Мазенькова.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.