Многие должники не спешат платить по счетам, пока к ним в двери не постучит судебный исполнитель. Корреспондент «ВВ» присоединилась к сотрудникам отдела принудительного исполнения Витебского района в рейде по неблагонадежным адресам и убедилась, насколько сложна и порой опасна работа с теми, кто однажды «попал на деньги».
Обязанность судебных исполнителей — взыскивать долги, связанные с совершением уголовных преступлений, административных правонарушений, а также с любителей пожить на широкую ногу за счет банковских кредитов, со злостных неплательщиков алиментов, коммунальных и иных услуг. Именно к ним заведующие секторами Анастасия Орлова и Виктория Калашникова (на фото) направились с увесистой стопкой исполнительных производств на новом служебном автомобиле.
Как правило, блюстители закона отправляются к должникам по двое. Если неплательщик агрессивный, не идет на контакт — берут подмогу в лице участкового инспектора или сотрудника Департамента охраны, которые нетактичное поведение быстро пресекают. Забегая наперед, скажу, что в этом плане проблем в день нашего рейда не было.
О своем визите служители Фемиды заранее не предупреждают, и эффект неожиданности обычно срабатывает. Отправляясь по первому из указанных в списке адресов в аг. Кировская, работники отдела принудительного исполнения отметили, что за каждым исполнительным производством стоит своя история: у одних — стечение неблагоприятных обстоятельств, у других — собственная беспечность. В целом на исполнении у каждого сотрудника находится в среднем около 560 производств. Как только одни должники выбывают из списка, появляются новые.
— Реакцию человека предугадать невозможно. Одни откровенно удивляются, что к ним пришли судебные исполнители, другие спокойно пускают в дом. К сожалению, не все понимают, почему к ним наведались именно мы. Представителя власти они воспринимают как того, кто хочет отнять нажитое имущество, а не вернуть долг. Приходится объяснять, что исполнение решений суда, постановлений различных ведомств — это наша работа, — сказала Анастасия Орлова.
По словам сотрудников ОПИ, свои дома от судебных исполнителей должники обороняют с особым усердием. Анастасия Петровна до сих пор вспоминает, как один из них встретил ее… с топором в руках и объявил бойкот платежам. Но девушка не растерялась и не отступила. Благодаря своему профессионализму ей все же удалось убедить мужчину в неправильности его позиции, и он согласился погасить задолженности.
И вот мы оказались у нужной квартиры на ул. Мира. Девушка была явно не рада нашему визиту, видно было: она стыдится того, что гости пришли к ней вовсе не на чашку чая. Должница никак не может рассчитаться по кредиту, как и ее сожитель, тоже взявший в банке кругленькую сумму. В ходе беседы с судебными исполнителями выяснилось, что у мужчины возникли трудности с трудоустройством в родном городе. Он пытался ездить на заработки в Россию, но там оказалось не так все гладко, как рекламировал работодатель. Сотрудники ОПИ подчеркнули, что если мужчина не погасит долг в определенный срок, то могут временно ограничить его право на выезд из Беларуси, а также на управление транспортными средствами.
Проблематично взыскать долги и с его сожительницы, находящейся в декретном отпуске. Усложнило картину и отсутствие имущества, на которое могло бы быть обращено взыскание в счет погашения задолженности. Все, находящееся в доме, за исключением личных вещей неплательщиков и их ребенка, принадлежит хозяйке квартиры — матери девушки, о чем свидетельствовали документы, которые внимательно изучили блюстители закона. Покидая квартиру, Анастасия Орлова пояснила, что имущество якобы неимущих должников судебные исполнители легко находят с помощью запросов в соответствующие органы, банки, кредитно-финансовые организации. Для более оперативного решения вопросов сотрудникам ОПИ предоставлен доступ к удаленным базам данных.
Двигаемся дальше. Денежный хвост за услуги мобильной связи и кредит преследует мать и двух ее дочерей, проживающих на ул. Солнечной. Дверь нам открыла одна из сестер с ребенком на руках. С долгами рассчитываться помогают ее супруг, мать и сестра, которые находятся на заработках в России, а также бабушка. Чтобы взыскать задолженность, ранее судебные исполнители здесь уже изъяли мультиварку, телевизор, пылесос. Имущество было реализовано, но и это не полностью покрыло долги. Молодая мама заверила стражей закона: как только появится возможность, она погасит долги, тем более ребенок уже подрос и она задумывается о поиске работы.
Несмотря на то, что финансовое бремя растет, продолжает спокойно спать еще один фигурант исполнительного производства, проживающий на этой же улице. Виктория Калашникова рассказала, что здесь живет мужчина, у которого имеется и задолженность по алиментам, и уголовный штраф. Причем последний «заработал» за подделку справки о заработной плате, чтобы получить краткострочный займ. На звонок в дверь сразу же откликнулась собака. Один раз позвонили в дверь, потом второй, и минут пять судебные исполнители под старательный аккомпанемент домашнего охранника продолжали сигнализировать о своем приходе, но никто так и не открыл. Участники рейда не удивлены: должники осведомлены о возможности подобных визитов и потому нередко «включают невидимку».
Некоторые наивно полагают, что можно пересидеть, спрятавшись за закрытой дверью. Но и против игры в прятки есть несколько законных приемов, среди которых — привлечение к административной ответственности. Если и это не изменит отношения человека к своим обязательствам, то судебный исполнитель может направить представление в суд и, получив разрешение, вскрыть помещение, произвести осмотр, арестовать или изъять имущество.
Кроме того, предусмотрена ответственность за неисполнение приговора суда в части назначения наказания в виде штрафа. Если будет доказано, что должник имел возможность для его погашения и намеренно уклонялся от этого, штраф могут заменить на реальный срок. А если неплательщик работает, то удержание производится из его заработка. Еще один способ заставить людей отдавать долги — арест денег на счетах.
— Мужчина не стремится трудоустроиться, к тому же неоднократно игнорировал явку к судебному исполнителю по повестке. Все эти факты в совокупности дают основание направить материалы в орган предварительного следствия для осуществления уголовного преследования, — отметила Виктория Святославовна.
Рейд продолжился в п. Тулово. Подъехали к дому, где нас встретила мать хронического штрафника. Судебные исполнители сообщили о необходимости предоставить доступ во все помещения дома. Сотрудники окинули их профессиональным взором — здесь не оказалось имущества, подлежащего описи и аресту. Состояние жилья рассказало о многом. Беспорядок, грязь во всех комнатах, обшарпанные стены, пол и потолок...
И если от всего этого можно избавиться, то как стать чистым перед законом в финансовом плане? Именно такой вопрос был задан должнику, за которым числится уголовный штраф за повторную в течение года хмельную авантюру за рулем — 38 млн (до деноминации). В ответ — молчание. Но вряд ли оно означало понимание своих осечек. Виктория Святославовна подчеркнула, что бездействием мужчина провоцирует власть и закон на принятие самых строгих мер.
Всячески пытался избежать встречи со служителями Фемиды и последний в программе посещений неплательщик. Правда, долгое время он отказывался открывать дверь, но, сломленный упорством борцов за справедливость, все же впустил. Несколько месяцев назад мужчина вернулся из тюрьмы, где за время отбывания наказания получил профессию столяра-станочника. Он стал на учет в центре занятости в качестве безработного. Погасить накопившиеся многочисленные долги за административные штрафы пока не в состоянии. Из-за сломанной руки трудоустройство временно невозможно. Но мужчина настроен решительно: как только поправится, сразу же будет искать работу.
…Проведя с судебными исполнителями всего несколько часов, я поняла: напористость, ораторское мастерство, безупречное знание законодательства — такой набор качеств необходим работникам ОПИ. А вообще всем гражданам служители Фемиды советуют исполнять свои финансовые обязательства добровольно и в срок.
Фото Ольги БУЛАВКИ.