От Бреста до Читы - по таким маршрутам разъезжались первые выпускники Витебского государственного технологического университета, который в нынешнем году отмечает 60-летие.
Возведение первых корпусов и первого общежития Витебского технологического института легкой промышленности (ВТИЛП) завершилось в июне 1965-го. На протяжении полутора лет перед открытием директором строящегося вуза по совместительству являлся декан Витебского вечернего общетехнического факультета Белорусского политехнического института Иван Бороденко.
1500 кг шрифтов, котел для плавки металла,журналы, бланки, тетради, альбомы, папки, дипломы, грамоты, печати, штампы и ширпотреб. Как в послевоенные годы работала областная типография.
Когда нынешнее поколение витебчан слышит слово «политехникум», то ассоциирует его с созданным в 1964-м учебным заведением (сейчас колледж) на проспекте Черняховского. Но до войны в Витебске был другой политехнический техникум, который позже назывался станкоинструментальным и размещался на Успенской Горке.
"Уважаемая редакция! Прошу разместить мое стихотворение". В советские времена таков был посыл людей, пробующих свои силы в поэзии. Стихосложение не всем давалось, но каждый считал, что его творческий порыв заслуживает внимания и может быть «пропечатан» в газете.
Корреспондент «ВВ» узнал, как в послевоенное время восстанавливалось здание облисполкома, кто жил в «коридорах власти» и почему реконструкция растянулась на 6 лет.
«Имею ревностное желание…», c таким посылом сто лет назад обучались люди сельскохозяйственным специальностям
В начале 1920-х в Витебске действовал военный сельскохозяйственный техникум Западного фронта. Перед учреждением образования стояла главная задача — «пополнить спецами сельского хозяйства военсовхозы фронта, сыгравшие столь видную роль в снабжении Красной армии».
В начале сентября 1922 года в полное хозяйственное пользование губернскому исправительному трудовому отделу был передан совхоз «Лесковичи», созданный после революции на базе имения рода Хлюдинских. Здесь предполагалось разместить сельскохозяйственную исправительно-трудовую колонию (ИТК).
До появления современных мощных лесовозов доставка древесины с делянок осуществлялась в населенные пункты, на перерабатывающие предприятия, к железнодорожным станциям в основном по воде. Даже в начале 1980-х на Западной Двине можно было видеть сцепки плотов.
Лихолетье начала ХХ века, на которое пришлись несколько войн и революций, привело к невероятной политической и экономической турбулентности, утрате социальных ориентиров. Одной из актуальных проблем того времени был рост детской преступности, которую новая советская власть пыталась всячески погасить. В 1918 году была создана Витебская губернская комиссия для несовершеннолетних (Комнес). О ее деятельности рассказывают документы Государственного архива Витебской области.
На протяжении не одной сотни лет городские часы являются неотъемлемой частью главного символа Витебска — ратуши. Но не всегда они показывали время, в силу различных обстоятельств стрелки надолго оставались недвижимы. Например, с 1913 по 1926 год хронометр полностью выпал из жизни города. В этот период с лихвой уложились Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война.
Мост имени Баумана в Витебске был построен через Витьбу в 1956 году на месте своего довоенного предшественника, имевшего название Гуторовский. Тот деревянный мост в свою очередь сменил дореволюционную переправу, соединявшую город и предместье — Гуторовщину, которая сейчас включает в себя улицы 1-я Доватора и Баумана.
Впервые автобусное движение в Витебске должно было открыться 1 мая 1925 года. Но бюрократические проволочки, коммерческие интересы и необязательность минского акционерного общества «Белавтопромторг» и его головного предприятия «Автопромторг» в Москве отложили планы властей почти на полгода. О перипетиях реализации проекта рассказывают документы Государственного архива Витебской области.
На старте
В конце 1924-го заместитель директора «Водосвета» Исаак Маймон обратился в Москву с просьбой приобрести для Витебского коммунального хозяйства пять омнибусов (повозка на 15 – 20 мест на конной тяге, омнибус практически является прообразом автобусов). Директор-распорядитель «Автопромторга» т. Пиолунковский предложил организовать совместное автобусное движение в Витебске на принципе вхождения Виткомхоза в Белавтопромторг акционером. Исаак Маймон выехал в Минск для обсуждения вопроса.
Сто лет назад пожарная безопасность в Витебской губернии вызывала беспокойство властей. После продолжительного лихолетья пришедшая в упадок пожарная служба требовала восстановления и вывода на более высокий уровень. О деятельности огнеборцев того периода рассказывают документы Государственного архива Витебской области.
Фонды областного краеведческого музея пополнили около 50 фотографий Витебска конца 1940-х — середины 1960-х годов из личного архива профессора искусствоведения Михаила Сергеевича Кацера (1906 — 1995). Снимки передала его невестка Дина Прокоповна Кацер.
Будущий профессор родился в деревне Климовичи Сенненского района в крестьянской семье. Окончил Московский институт истории, философии и литературы, поступил в аспирантуру государственной Третьяковской галереи. После ранения во время Великой Отечественной войны в 1942 году вернулся к научной деятельности в аспирантуре Московского государственного университета, защитив диссертацию «Белорусская архитектура XI – XVI вв.». С 1949-го работал в Минске. В 1951-м принимал непосредственное участие в создании Государственного флага БССР. Предложил комиссии найденный в архивах Совета промысловой кооперации БССР узор, вышитый в 1917-м крестьянкой деревни Костелище Сенненского района Матреной Сергеевной Маркевич (в девичестве Кацер). Она приходилась родной сестрой Михаилу Кацеру. Впоследствии орнамент был назван «Восходящее солнце», и его выбор для флага объяснялся тем, что данный образ отождествлялся с революцией и борьбой народа за свободу.
Когда в прежние годы автор этих строк по случаю приходил на работу в костюме, белой рубашке и при галстуке, старшие коллеги интересовались с юмором: «В Доме колхозника ночевал?».
Сто лет назад, в октябре 1923 года, Народный комиссариат труда СССР утвердил положение «О трудовых коллективах, организуемых биржей труда из состоящих на учете безработных». Это были своеобразные артели, куда набирались люди определенных специальностей.
А вы знали, что чешуя уклейки поставлялась на экспорт? В следующем году будет отмечаться 100-летие органов торговли Беларуси. Их становление пришлось на период новой экономической политики (НЭПа), которая проводилась в СССР. В Государственном архиве Витебской области хранятся документы того времени.
Сто лет назад при Витебском окружном коммунальном отделе (Витокрком) был создан городской ломбард. Подобная структура, только частной формы собственности, существовала и до революции. Советская власть среагировала на большой спрос населения на мелкие ссуды, который не могли удовлетворить банки, и возобновила деятельность кредитного учреждения.
Значительную часть своей жизни 84-летний Владимир Боков провел на улице Б. Хмельницкого. В послевоенном Витебске это был Пролетарский бульвар, в народе имевший еще одно название — Клённик. Владимир Евгеньевич часто здесь бывает и вспоминает детские и юношеские годы, пришедшиеся на вторую половину 1940-х и 1950-е.
Четверть века назад с карты исчезла деревня Билево, вошедшая в черту областного центра. Она стала перспективной территорией для жилищного строительства. Сейчас это целый конгломерат, где проживает более 40 тыс. человек. А какова история деревни, давшей название нескольким витебским микрорайонам?
Московский проспект вырос из улицы Шоссейной.
На транзитных путях
С того времени как в устье Витьбы поселились люди, Успенская гора неоднократно меняла свой облик. Более тысячи лет назад она называлась Лысой, здесь круглосуточно горел священный огонь языческого капища. С принятием христианства на холме возводились церкви, самый известный храм — Успенский собор, который на несколько десятилетий был стерт с карты города.
Две славы