Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Ретроспектива

Билевские мотивы: как развивался крупнейший микрорайон в Витебске

Четверть века назад с карты исчезла деревня Билево, вошедшая в черту областного центра. Она стала перспективной территорией для жилищного строительства. Сейчас это целый конгломерат, где проживает более 40 тыс. человек. А какова история деревни, давшей название нескольким витебским микрорайонам?

Московский проспект вырос из улицы Шоссейной.

На транзитных путях

На протяжении своего существования Билево неоднократно меняло хозяев. Деревней владели Сапеги, Витебский иезуитский коллегиум, базилианский мужской монастырь, среди помещиков значились К. Бржастовский, А. Злобин, Л. Лопаухов, Л. Орехов.

Рядом с Билево проходил Старобабиновичский тракт, оставшийся в названии улицы современного Витебска. Это была главная дорога на Оршу и Могилев через Бабиновичи Лиозненского района. В 1856-м по деревне пролегло Витебско-Смоленское шоссе.

В 1941-м в Билево было 30 домов и 129 жителей. В октябре 1943-го немецко-фашистские оккупанты готовились к обороне. Население насильно эвакуировали, при этом убили двоих человек, дома и колхозные постройки разобрали для устройства блиндажей и военных укреплений.

Сельская расправа

В середине ХIХ века имение Билево относилось к казенным землям.

В 1838 – 1858 годах в государственных деревнях Российской империи действовал суд первой инстанции с названием «Сельская расправа». Под председательством местного старшины рассматривались гражданские дела и проступки селян. Их могли присудить к штрафу до 1 руб., к отдаче в общественные работы до 6 дней, к телесным наказаниям до 20 розг. Подобная инстанция существовала и в Билево.

В одной из глав книги этнографа, фольклориста и краеведа Николая Никифоровского (1845 – 1910) «Странички из недавней старины города Витебска» описываются любимые места загородных прогулок местных жителей. Упоминается там и билевское направление: «Прогулки в Билево, а за ним – в Осиновку, Озерки и даже Фалковичи (эти деревни давно не существуют. – Прим. авт.) по Смоленскому шоссе подавлялись каждый раз билевским предместьем, где по левую сторону дороги, на заурядной избе красовалась отчетливая вывеска, гласившая, что здесь «Билевская сельская расправа»; внизу текста надпись комментировалась следующим изображением: на скамье с обнаженной спиной вверх лежал детина, по сторонам же его стояло двое других детин с высоко поднятыми пучками розг… Как ни буднично было в то время публичное наказание, совершаемое даже на торговых площадях, билевская «расправа» каждый раз вызывала какое-то брезгливое чувство, особенно когда из внутри избы неслись крики и стоны того, с кем «расправлялись», а это, надо сказать, бывало частенько…».

«На горе совхоз»

В 1930-х годах в Билево Елагинского сельсовета (деревня Елаги с 1944 года вошла в состав Журжево) существовало одноименное сельхозпредприятие. Сначала оно было коопхозом Витебского центрального рабочего кооператива при Белкоопсоюзе, затем – совхозом Треста пригородных садово-огородных-молочных совхозов. В Государственном архиве Витебской области хранятся документы того периода, которые преимущественно составлены на белорусском языке.

В 1933-м в «Билево» выращивались картофель, капуста, свекла, морковь, помидоры, огурцы, яблоки. В хозяйстве было 162 головы КРС, свиноматок – 290, рабочих лошадей – 58 и почти 2 тыс. кроликов.

Ежегодно в период созревания урожая усиливалась охрана полей и сада, чтобы предотвратить набеги некоторых жителей соседствующего города. Но не все сторожа относились к работе добросовестно. Например, на основании докладной записки начальника охраны тов. Сироткина был уволен Станислав Осипович Рудковский, который не вышел на работу, и его пост поручено было занять тов. Рыбакову.

Впрочем, есть заявления об увольнении по собственному желанию. Например, от Федора Марченко: «Ввиду моего одинокого состояния жить мне здесь очень трудно. А у меня есть сестра, которая живет в Дзержинске, она зовет меня к себе, и я хочу к ней поехать, а посему прошу тов. Директора уволить меня с работы и дать мне окончательный расчет. Проситель Марченко».

Два родственника, наоборот, хотели трудоустроиться и писали более лаконично: «Паважанаму дырэктару каапгаса «Білева». Просім вас прыняць нас на работу. Восжынскі (имя неразборчиво), Восжынскі Міхась».

Интересный приказ от 27.02.1934 предписывает заведующему столовой Мастерову немедленно прекратить приготовление отдельных обедов. Штат столовой, кроме повара, должен питаться в зале, как все рабочие, а не на кухне.

В марте 1936-го в контору хозяйства приходит письмо из управления «Добробыта» (по-современному – ЖКХ): «Витебским Горсоветом в 1936 году ассигнованы средства на упорядочение свалочного места по Смоленскому шоссе (ныне Московский проспект), находящегося на земле коопхоза «Билево». Предполагается устроить сливные ямы с соответствующим оборудованием и замостить к ним дорогу. В процессе работы может быть занят участок земли около 0,7 га, который не должен быть засеян. Для увязки вопросов просим выслать в управление «Добробыта» своего представителя». Вероятно, свалка коммунальных отходов находилась где-то между современными улицами Смоленской и Терешковой.

В мае 1936-го «Билево» переходит на шестидневку с выходным в воскресенье. Также подписывается приказ о категорическом запрете купания, стирки и полоскания белья в садовом пруду – единственном водоеме для поения скота.

Военный полигон?

После войны история сельхозпредприятия прослеживается под другим названием.

28 августа 1945-го командование одной из передислоцированных в Витебск воинских частей просит областные власти выделить земельный участок площадью 200 га для обустройства военных полигонов в районе совхоза «Билево-Сокольники» и Клинического поселка (ул. Клинические). Два учебных поля для занятий по всем дисциплинам боевой подготовки должны были уходить на восток через ул. Терешковой по линии, примерно, пр-т Фрунзе – ул. Панковой.

На одном участке планировалось оборудовать два ротных района обороны по фронту 700 м и в глубину 700 м и смежные с ними опорные пункты «противника» аналогичных размеров. На другом участке военные хотели возвести два инженерных городка по фронту
70 – 100 м и в глубину 700 – 1000 м каждый. На полигонах должны были быть сооружены окопы, блиндажи, проволочные заграждения, а также установлены чучела, мишени, учебные минные поля.

Каково было решение областных властей, выяснить не удалось.

"Билевский мост".

Разделяющий мост

В начале 1960-х белорусские ученые выработали формы и методы борьбы по снижению степени кислотности подзольных почв. Наиболее эффективным средством оказалась доломитовая мука, что дало толчок к развитию известнякового завода в Рубе (сейчас ОАО «Доломит»).
Продукция реализовывалась как в СССР, так и за рубежом. Для совершенства логистики в 1970-х к предприятию проложили железнодорожную ветку длиной более 18 км. Между Витебском и Билево был построен мост, ставший осязаемой границей между городом и деревней. В народную топонимику сооружение вошло под названием «Билевский мост».

В 1980-м автор этих строк переехал вместе с родителями в микрорайон Юг-4. Тогда он был глубокой окраиной. Московский проспект заканчивался на слиянии улиц Терешковой и П. Бровки. А разворотное трамвайное кольцо находилось на месте магазина «Санта». В отношении нерадивых учеников СШ № 12 от взрослых можно было услышать фразу: «Будешь плохо учиться – пойдешь сидеть под Билевский мост». Имелось в виду в качестве шпаны.

На заключительном этапе

Решением облисполкома от 27 декабря 1990 года образован Туловский сельсовет «в целях улучшения социального обслуживания, более полного удовлетворения нужд и запросов населения». В новую административную единицу из разукрупненного Бабиничского сельсовета вошло и Билево, где проживали 472 человека.

В сентябре 1994-го были поданы списки участников Великой Отечественной войны для вручения юбилейных знаков «50-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков». В него вошли и жители Билево Иван Кушнарёв, Иван Морговцов, Владимир Павловский, Григорий Семёнов, Иван Федорович, Александр Веселевич, Андрей Никитин, Анна Титовская, Александр Оболонский, Владимир Дубоделов.

В 1998-м в деревне было 166 домов, в которых проживали 410 человек. Главной считалась Шоссейная улица, позже ставшая Московским проспектом. Также имелся Железнодорожный переулок и три Билевские улицы – 1-я, 2-я, 3-я (на карте города они значатся и сейчас). В приусадебных хозяйствах насчитывалось 14 коров (за 1997 год реализовано 39,6 тыс. кг молока), свиней – 13, коз – 15, домашней птицы – 194, кроликов – 21, лошадей – 4.

В 1999 году в списках населенных пунктов Туловского сельсовета Билево уже не значилось. За последние двадцать лет жилые кварталы, носящие название бывшей деревни, выросли на сотни гектаров. А длина Московского проспекта увеличилась в два раза.

P. S. Если у жителей бывшей деревни Билево в семейных альбомах сохранились фотографии времен существования населенного пункта, редакция с удовольствием продолжит тему.

Фото автора.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ