Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Ретроспектива

Единственная в довоенной БССР: история Витебской зеркальной фабрики в архивных документах

Стеклянный танк, моторная лодка, загарность и волнистость. Как в 1930-х в Витебске работала зеркальная фабрика.

В довоенном Витебске действовала единственная в Беларуси зеркальная фабрика, созданная в 1930 году на базе трудколлектива зеркальщиков. Первоначально предприятие находилось на улице Канатной (ныне Димитрова). В апреле 1932-го Виткомхоз передал фабрике здания бывшей электростанции на улице (теперь проспект) Фрунзе. Об этом рассказывают документы Государственного архива Витебской области.

В комплекс входили главный корпус, машинное отделение, котельная, кирпичная труба, аккумуляторная, деревянный дом и немаловажный санитарный объект – крытая железом каменная уборная размером 5,3 х 4,8 м. Комиссия констатировала, что все сооружения находятся в удовлетворительном состоянии. Но для нового производства требовалось переоборудование площадей.

20 дней штурма 

В то время для выполнения плана в экстренных случаях применялись «ударные штурмы» по ликвидации отставания.

В конце марта 1932-го, когда предприятие еще работало на старых мощностях, из «Витпромтреста» директору фабрики Михаилу Семёнову приходит напоминание*: «У другі раз вам прапануем прадставіць звесткі, што вамі зроблена па ўключэнні ў 2-х дэкаднік штурму. Негледзячы на тое, што штурм па ліквідацыі прарыва ў выкананні промфінплана ўжо пачаўся з 13.03.1932 г. да гэтага часу не прадстаўлены звесткі аб штодзённым выкананні промфінплана. Штаб прапануе на працягу 1 дня прадставіць звесткі, а таксама паведаміць, колькі вамі арганізавана штурмавых ударных брыгад. Непрадстаўленне звестак бу-дзе разглядацца як свядомы зрыў 2-х дэкадніка штурму і з боку штаба будуць зроблены оргвывады».

Необходимо отметить, что проблемы с выполнением плана возникали в том числе из-за поставки некачественного сырья. Например, в начале 1933-го зафиксировано несколько фактов прибытия дефектного стекла из донбасской Константиновки. Матовость, загарность, волнистость, царапины, пузырьки… Брак доходил до 80 %.

При всех сложностях фабрика выпускала зеркала различных размеров: напольные, складные, в форме подковы и сердца, сумочные. Продукция расходилась по всему СССР – Минск, Смоленск, Калуга, Караганда, Ростов-на-Дону, Ленинск-Кузнецкий, Грозный, Казань… В октябре 1932-го дислоцирующийся в Слуцком районе 4-й артиллерийский полк просил выслать наложенным платежом шесть зеркал шириной 60 – 70 см и длиной 100 – 120 см для своей парикмахерской.

«Не взирая на лица» 

В октябре 1932-го городской пожарный инспектор Байков составил акт об обследовании фабрики:

«Находится на ул. Фрунзе в каменном двухэтажном здании в помещении бывшей электростанции, на фабрике 135 человек, работают в 2 смены. С противопожарного оборудования нет ничего, кроме 5 огнетушителей. Один пожарный кран установлен в стене главного корпуса с лицевой стороны диаметром полтора дюйма (3,81 см) и как видно приспособлен для хозяйственных целей – поливки улицы, а также имеется артезианский колодец на территории двора, требующий оборудования и очистки от всякого мусора. Что касается добровольной пожарной дружины, то таковая имеется в количестве 25 человек, но дежурств никаких не несет».

Кроме того, инспектор констатировал, что на территории двора в бочках хранится бензин, тут же лежат солома и стружки, чердак столярного помещения завален хозяйственными принадлежностями, возле печей отсутствуют предтопочные железные листы, в цехах рабочие курят.

Предписание из 13 пунктов требовало, в частности, приобрести 5 багров, 6 ведер, 3 лома, 5 кирок и 2 лестницы. Поднять боеспособность добровольной пожарной дружины. Вывесить номера телефонов пожарных частей: на Замковой – 6-54 и 6-87, на Вокзальной (Кирова) – 6-02. А также «Категорически запретить курить в производственных цехах и на территории двора, невзирая на лица, для чего вывесить плакат «Курить строго воспрещается».

Приход — уход 

В папках хранятся написанные в конце весны – начале лета 1933-го на небольших клочках бумаги заявления о приеме на работу и увольнении.

Евгения Семеновна (фамилия неразборчива): «Прошу принять меня на работу на зеркальную фабрику в виду того, что я без работы».

Зина Моисеевна Беленькая: «Прошу принять меня на работу на вашу фабрику, т. к. я нахожусь без работы на иждивении отца, который работает сторожем в Союзкоме, получает 6 руб. в м-ц и прожить на этот зароботок никак нельзя».

Л. Б. Чижовкин со Смоленского шоссе (Московский проспект): «Прашу вашага распараджэння прыняць мяне на працу ў якасці вартаўніка, працаваў да гэтага часу на катке «Дынама».

Б. Б. Халамейзер с улицы Вокзальной (Кирова): «Гэтым прашу залічыць мяне ў ваш штат рахункаводам».

М. Ф. Крылова: «Прошу принять меня в качестве работницы, 12 лет трудилась в школе Парижской коммуны».

М. И. Коваленко: «Прашу залічыць мяне на працу ў якасці работніцы на рэзку шкла».

Житель Старосельского сельсовета Витебского района Маслаков: «Прашу прыняць мяне на працу, так як я з’яўляюся сынам бедняка, як бачна з дакуманту».

Рабочий Романов поменял место жительства и просил уволить его, потому что «мне далеко ходить 15 километров».

По медицинским показаниям увольнялась работница Елина, которой сделали операцию на пальце правой руки: «Я работать с песком не могу, так как палец у меня открытый и врач говорит, что может быть заражение».

Гражданку Осипову уволили за нарушение внутреннего распорядка и небрежное отношение к работе.

Со скандалом лишился работы сторож Л. С. Бурунов, явившийся на ночное дежурство 4 октября 1933-го в нетрезвом состоянии, «еле держась на ногах». Из докладной записки дежурного администратора Ф. Бугаева: «Начал выражаться нецензурными словами, обзывая меня вором, бандитом и т. п. Оскорбил также и старшего по сторожевой охране т. Лашевского. Начал звонить куда-то по телефону и обозвал телефонистку неприличными словами».

Контора пишет 

13 июля 1933-го состоялось административно-техническое производственное собрание, первым рассматривался вопрос «Работа конторы и неувязка с расчетом». За нерадивое ведение карточек выработки на орехи досталось 27-летним сотрудницам: секретарю Полине Якушевич и помощнику бухгалтера Евгении Волчек. В силу своей не сосредоточенности они и уменьшали, и прибавляли показатели рабочих.

На собрании звучали претензии: «У нас каждый месяц в карточках каверзы», «У нас действительно нет дисциплины в конторе, целые дни только разговоры Якушевич с Волчек об ухажерах, а когда придет получка, то листки не готовы», «У нас контора какая-то автономия: на собраниях не бывает, в общественной работе не участвует и дисциплины никакой. Когда надо получить справку, то получаешь с трудом, потому что нет бухгалтера, нет и Якушевич с Волчек на местах, а если и получишь, то с криком и руганью».

На аналогичном мероприятии в августе 1933-го обсуждались выполнение промфинплана и дисциплина на производстве. Лучших работников было решено «отметить вторыми обедами».

По итогам 1934 года объем выпуска продукции на Витебской зеркальной фабрике вырос на 50,8 % по сравнению с 1933-м.

Новогодние игрушки 

Как сообщала газета «Віцебскі рабочы», в 1938 году фабрика освоила выпуск 18 видов елочных игрушек: стеклянный танк, автомобиль М-1, парашют, моторная лодка и другие. За день выливалось 5 тыс. штук. Всего за год было выпущено более 1 млн елочных украшений, которые в том числе поставлялись в Москву, Ленинград, Владивосток.

В 1939 году фабрика планировала освоить производство семи новых видов зеркал.

Вскоре началась война, после которой предприятие не восстанавливали.

Фото Дениса ВАСИЛЬЦА и из открытых источников


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ