Впервые автобусное движение в Витебске должно было открыться 1 мая 1925 года. Но бюрократические проволочки, коммерческие интересы и необязательность минского акционерного общества «Белавтопромторг» и его головного предприятия «Автопромторг» в Москве отложили планы властей почти на полгода. О перипетиях реализации проекта рассказывают документы Государственного архива Витебской области.
На старте
В конце 1924-го заместитель директора «Водосвета» Исаак Маймон обратился в Москву с просьбой приобрести для Витебского коммунального хозяйства пять омнибусов (повозка на 15 – 20 мест на конной тяге, омнибус практически является прообразом автобусов). Директор-распорядитель «Автопромторга» т. Пиолунковский предложил организовать совместное автобусное движение в Витебске на принципе вхождения Виткомхоза в Белавтопромторг акционером. Исаак Маймон выехал в Минск для обсуждения вопроса.
В конце января 1925-го прибывший в Витебск специалист Белавтопромторга выяснил, что автобусное сообщение может быть открыто в первую очередь с Пролетарской слободой и другими окраинами, постоянные рейсы могут осуществлять три единицы техники. К слову, Марковщина, получившая новомодное название Пролетарской слободы, имела тогда статус местечка и свой райисполком, здесь проживали более 4 тыс. человек, центральной улицей был Ленинский проспект. Четверть века Марковщина развивалась вокруг льнопрядильной фабрики «Двина» (сейчас ОАО «Витебские ковры»).
Вскоре Президиум Витебского окружного исполнительного комитета (по-современному – облисполком) признал крайне желательным открытие отделения минского предприятия и счел возможным вхождение окркоммунотдела (управление ЖКХ) пайщиком в Белавтопромторг. Однако ввиду отсутствия денежных средств пай должен быть внесен выделением помещения для гаража и склада.
Но акционерное общество определило сумму в 20 тыс. руб., и именно наличными. В результате активной мартовской переписки сошлись на том, что пай составит 5 тыс. руб., здание под гараж и другие подсобные помещения, оцененные в 10 тыс. руб.
В начале апреля 1925-го в Белавтопромторг отправлено письмо: «Учитывая желательность открытия автобусного движения в городе не позже 1 мая, Окркоммунотдел просит немедленно направить в Витебск не менее 3 автобусов с таким расчетом, чтобы они прибыли 25 апреля к моменту созыва Окружного Съезда Советов».
В Минск командировался зав. пожарным подотделом окркоммунотдела Архип Фролов для заключения предварительного соглашения с правлением Белавтопромторга».
Власти же изыскивали средства для формирования пая. Президиум Витокрисполкома выделил 1,5 тыс. руб., отпущенных на конкурс по постройке памятника Ленину, а также оставшиеся суммы для ремонта часов башни (ратуши). Планировалось 1 мая торжественно открыть автобусное движение и запустить городские часы.
Но планы были на грани срыва, о чем свидетельствует телеграмма зав. окркоммунотдела Вильчака председателю правления Белавтопромторга Воскобойникову от 20 апреля: «Категорически настаиваю на переброске в Витебск хотя бы одного автобуса к 1 мая, деньги переведем, телеграфируйте». Через два дня пришел ответ, что Белавтопромторг забронирует необходимое количество машин, ожидаемых из заграницы, на условиях внесения до 5 мая денег в счет пая…
Альтернативное предложение
Если бы в бюджете были необходимые средства, главный праздник трудящихся мог пройти в запланированном режиме и без многомесячного общения с Белавтопромторгом. Государственный трест автомобильных заводов «Автотрест» прислал 11 апреля в Витокрисполком коммерческое предложение. Московская структура предоставляла возможность приобрести автобус АМО на 15 мест, закрытый, на новой авторезине, оборудованный электрическим освещением от аккумулятора, с комплектом дорожного инструмента за 15,5 тыс. руб. На технику давалась полугодовая гарантия. «Мы рассчитываем, что вы поддержите новое советское автостроение и передадите нам ваши заказы на автобусы. Равным образом мы можем служить вам поставкой прочей нашей продукции, как грузовые и легковые автомобили, мотодрезины, автовагоны и пр.». Также сообщалось, что автомобили АМО блестяще выдержали испытательный пробег на 2 тыс. км, пройдя расстояние без всяких повреждений с грузом 100 пудов, показав среднюю скорость 39,7 км/ч и максимальную 55 км/ч и чрезвычайно экономное расходование топлива.
Продолжение темы
Соглашение между окркоммунотделом и Белавтопромторгом было заключено 9 мая 1925-го. Одна сторона входила акционером и вносила пай 5 тыс. руб. наличными и 10 тыс. руб. имуществом, вторая брала обязательство открыть отделение «для установления автобусного движения в Витебске на линиях, где таковое будет коммерчески целесообразно, для чего на первое время выделяет два-три автобуса, а также для организации грузовых перевозок – два грузовика».
Но и после заключения официального договора вопрос решался с сильной пробуксовкой. В начале июня т. Вильчак напоминает Белавтопромторгу, что в результате его личной встречи с Воскобойниковым в Минске достигнута договоренность о поставке в Витебск двух трехтонных грузовиков и автобуса «Уайт», и просит сообщить о времени и месте отправки техники, чтобы выслать своего представителя для приемки. Через полторы недели приходит ответ, что твердая договоренность была только насчет грузовиков. Что касается «Уайта», то ни его, ни автобус другой марки Белавтопромторг не имеет возможности выслать. Кузов одного из грузовиков предлагалось переоборудовать для перевозки пассажиров.
Через месяц Вильчак снова пишет, что, несмотря на обещание, два автомобиля еще не прибыли. «Между тем необходимость в организации автобусного движения все возрастает. При дальнейшем промедлении другие государственные учреждения, ничего общего не имеющие с Белавтопромторгом и городским хозяйством, опередят Коммунальный отдел».
Контора пишет
Тем временем параллельно разворачивалась очередная канитель. Белавтопромторг решил преобразовать свое не действующее практически витебское отделение в «Транспортную контору». Минские партнеры уведомляют окркоммунотдел, что она начнет действовать не позже 20 августа. «Отдано распоряжение о направлении в Витебск трех грузовых машин, также ведутся переговоры с «Автопромторгом» о передаче нам 15 лошадей с необходимым обозом. Пользуясь настоящим случаем, правление просит принять извинения за задержку по не зависящим от него причинам организации Транспортной конторы в гор. Витебске».
25 августа секретариат президиума окрисполкома просит окркоммунотдел отреагировать на резолюцию руководителя Витебского округа Иосифа Адамайтиса, которую можно сформулировать двумя словами «Где автобусы?».
В конце сентября новый зав. окркоммунотделом Драгилев констатирует, что прошло четыре месяца с момента заключения соглашения, но оно не выполняется со стороны Белавтопромторга. Автодвижение не только не открыто, но даже еще не получены автомашины. Организация как пассажирских, так и грузовых перевозок носит срочный характер, «ибо в городе не имеется государственного транспорта, который был бы в состоянии регулировать цены».
Наконец, 1 октября 1925-го «Транспортная контора» начала действовать, в гараже стояло два автомобиля из четырех обещанных. Через неделю в Витебск было отправлено два автобуса марки «Форд» для обслуживания пассажирских перевозок. Но Белавтопромторг выдвигал условие окркоммунотделу: «Указанные машины назначаются на организацию междугородних сообщений лишь тех линий, где установление автобусного движения будет коммерчески целесообразно. Эти машины эксплуатации по городу не подлежат, так как опыт нашей работы в городах Белоруссии определенно установил убыточность городских перевозок.
Присылкой настоящих двух автобусов и ранее 2 грузовых машин, а также и открытием своей работы по грузоперевозкам в г. Витебске мы исполнили наши обязательства в порядке имевшегося с вами соглашения полностью, не останавливаемся перед дальнейшим расширением дела, причем сообщаем, что если имелось некоторое опоздание в открытии нашей конторы, то таковое объясняется причинами, не зависящими от нашего распоряжения».
Таким образом, осенью 1925-го в Витебске появились первые автобусы. Один обслуживал пригородный маршрут пл. Свободы – фабрика «Двина», второй – иногородний – Витебск – Сураж – Велиж.
В начале 1926-го окркоммунотдел выслал в вышестоящие инстанции анкету по организации автосообщения.
Фото Дмитрия ОСИПОВА и из открытых источников