«Имею ревностное желание…», c таким посылом сто лет назад обучались люди сельскохозяйственным специальностям
В начале 1920-х в Витебске действовал военный сельскохозяйственный техникум Западного фронта. Перед учреждением образования стояла главная задача — «пополнить спецами сельского хозяйства военсовхозы фронта, сыгравшие столь видную роль в снабжении Красной армии».
О непродолжительной деятельности техникума рассказывают документы Государственного архива Витебской области.
Из писарей — в агрономы
Набор начался в конце декабря 1920-го. Среди первых курсантов были Иосиф Борейко – красноармеец рабочего отряда Сенненского уездного агрономического отделения, Иван Романов – красноармеец рабочей команды Чаусской (Могилевская область) уездной сельскохозяйственной комиссии, Иван Шлыков и Михаил Козырев – красноармейцы 4-й роты 166-го стрелкового полка, нестроевая команда (обозники) в составе восьми человек из 1-го запасного полка.
В феврале 1921-го на отделении животноводства и молочного хозяйства числились 33 человека, на садоводческом и огородническом – 53.
В дальнейшем количество учащихся варьировалось, но сохранялась широкая география представительства. В числе курсантов были уроженцы близких и далеких губерний: Тамбовской, Вятской, Рязанской, Гродненской, Тульской, Казанской, Северо-Двинской, Псковской, Самарской, Смоленской, Калужской, Воронежской, Московской, Курляндской, Брянской, Череповецкой, Тверской, Астраханской, Бессарабской, Минской, Ковенской.
В техникум набирали как по мобилизации, так и добровольно. Например, в мае 1922-го делопроизводитель пересыльного пункта Чаусского уездвоенкомата Николай Антипенков просил начальство командировать его в техникум, «так как я сын крестьянина и имею ревностное желание продолжать учение сельскому хозяйству».
Он сообщает, что 19 декабря 1918-го возвратился из германского плена и через два месяца поступил в ряды Красной армии, до войны (Первой мировой) окончил начальную школу и обладает шестилетним стажем по письмоводству, звание старой армии – писарь.
Плодовые сыр и конфеты
Техникум размещался на нескольких локациях. Канцелярия – на ул. Офицерской, д. 22, кв. 3 (Суворова), учебное хозяйство по растениеводству – в бывшем имении Лукишки (его центр находился между нынешней гостиницей «Ветразь» и устьем реки Лучоса), будущие животноводы получали навыки на ферме в Тулово, на Юрьевой горке действовала ветеринарная лаборатория.
В общежитии в Лукишках располагалось 88 топчанов (для слушателей и хозкоманды), в оружейной комнате хранилось 17 винтовок системы Бердана и 4 – «австрийской», пять шашек. На полях выращивались картофель, брюква, морковь, репа, капуста, сельдерей, редис, овес, ячмень, клевер. Содержались лошади, коровы, свиньи.
В Тулово также было поголовье КРС, с помощью сепараторов и маслобоек производилась молочная продукция. Для перехода на машинный способ переработки планировалось приобрести двигатель, который также электрифицировал бы хозяйство и ближайшие деревни.
В числе одиннадцати преподавателей были известные витебские ученые, как то Евгений Алонов — в недалеком будущем первый ректор ветеринарного института, Владимир Плющевский-Плющик — энтомолог, подаривший городу уникальную многотысячную коллекцию бабочек и жуков со всего мира.
Лекции по технической переработке плодов читал Петр Щастный. Учащиеся получали знания по сушке яблок, груш, вишен, малины, черники, смородины, ежевики, земляники, грибов, по приготовлению плодов в сахаре, варенья, желе, мармелада, пастилы, повидла, плодового сыра и конфет, сиропов и соков.
Чтобы расширить кругозор
Как отмечал в одном из докладов начальник техникума Адам Недзвецкий, «курсы обеспечены прекрасным составом лекторов». Благодаря им за короткий срок были созданы библиотека, великолепно оборудованный кабинет животноводства и молочного дела, зоологический музей, в котором выставлялось более 200 экспонатов: зайцы, белка, крот, мышь, крыса, волк-щенок, барсук, воробей, кукушка, чибис, пигалица, сова, орел, окунь, линь, рак… Экспонировались и кости мамонта.
Вероятно, библиотеку специальной литературы преподаватели формировали из личных коллекций. На полках находилось более 250 экземпляров: «Устройство ледников», «Рыбацкая памятка», «Чем хорош русский северный скот», «Народная медицина и ветеринария», «Откармливание свиней на пастбищах» и другие.
Для учащихся организовывались экскурсии по пригороду. Например, они побывали в Больших Летцах в ботаническом саду Владимира Адамова. Летом 1921-го предстояла поездка в совхоз «Лужесно». Адам Недзвецкий просил штаб 5-й дивизии «о снаряжении грузового автомобиля на 30 человек курсантов на целый день. В пароходе было отказано управлением водного транспорта». Выезжали курсанты «на учебную экскурсию» и в совхозы соседней Смоленской губернии.
Первый выпуск состоялся 8 октября 1921-го. Звания техника садоводства и огородничества удостоены 24 человека, техника животноводства и молочного дела – 17, кандидата с правом получения звания техника после годовой практики – 23. Все выпускники направлялись на работу специалистами в военные хозяйства.
Баня, стирка и парикмахер Волосов
На тот момент одним из страшных заболеваний был сыпной тиф, переносчиком инфекции в основном являлись вши. Главными мерами профилактики были регулярные баня, стирка белья и стрижка волос.
Первоначально администрация техникума обращалась в губернский комитет помощи красноармейцам, чтобы в определенный день прислали парикмахера. А в ноябре 1922-го учреждение образования заключило договор с Ароном Волосовым. Он обязывался стричь слушателей и административный состав в своей парикмахерской на ул. Луческой (пр-т Черняховского). В свою очередь техникум раз в две недели стирал белье цирюльни в количестве не более 10 единиц. Кроме того, парикмахер Волосов как добровольно вступивший в ряды Красной армии по подписке на шесть месяцев зачислялся красноармейцем хозкоманды техникума.
Письмо товарищу Троцкому
В июне 1922-го над техникумом нависла угроза расформирования. Интересно, что многочисленные структуры были против. Например, политуправление и управление военно-продовольственным снабжением Западного фронта, окружное управление военсельхозами, Витгубком.
Педсовет техникума принял решение об обращении в Москву в Политическое управление, «ведающее просвещением Красной армии». Туда же ушло и обращение общего собрания слушателей: «Мы с величайшей охотой и терпением приступили к занятиям и работам по восстановлению учебного хозяйства, мирясь с самыми тяжелыми материально-продовольственными условиями и прочими лишениями.
В настоящее время, когда самая трудная черновая работа уже проделана и техникум определенно начинает крепнуть, мы коснулись глубоко интересных для нас – хлеборобов – знаний, с удвоенной жаждой ждем продолжения и углубления их. Считаем закрытие техникума обидным и незаслуженным лишением нас права на культуру и развитие, которые мы в течение 4 лет отстаивали штыками и кровью».
Похоже, обращение не возымело действия, и в сентябре 1922-го Адам Недзвецкий составляет на 7,5 страницах плотного машинописного текста «рапорт-обоснование» важности сохранения техникума и адресует документ народному комиссару по военным делам и председателю Реввоенсовета тов. Троцкому.
Конец послания набран заглавными буквами, а учреждение образования выступает в роли одушевленного предмета: «Все эти соображения заставили техникум обратиться к Вам: красноармеец обращается к своему вождю с просьбой поддержать его и взять под свое покровительство».
Но близилась к завершению Гражданская война, ослабело противостояние на западном направлении, и армейские части переводились в другие места. Вероятно, по этой причине снизилась потребность и в специалистах сельского хозяйства для обеспечения провизией военных.
В начале января 1923-го администрация техникума объявляет, что «установлено 55 мест гражданскому элементу», т. е. учреждение образования переориентировалось на общественный сектор. За всеми справками желающие могли обращаться «в секретариат техникума (ферма Лукишки в конце Луческой улицы) от 10 до 16 часов за исключением выходных».
Вскоре на базе сельскохозяйственного техникума был создан Витебский ветеринарный институт. Занятия в нем начались 24 ноября 1924-го, в аудитории здания бывшего Поземельно-крестьянского банка пришли 100 студентов и одиннадцать преподавателей.
Фото из открытых источников