Как рассказала автор экспозиции молодая художница Тамара Прокофьева, идея родилась в поезде по дороге в Минск, где она учится в магистратуре БНТУ. Как всегда, чтобы не терять времени впустую, рисовала. Сначала на бумаге появилась ворона, затем – лиса, и вспомнились строчки: «Вороне где-то Бог послал кусочек сыру…» Возвратившись домой, Тамара взяла томик басен Крылова и принялась за дело. Сначала нарисовала известных персонажей, а потом стала шить игрушки. Понадобилось немало разноцветных кусков флиса, наполнителя для подушек, фантазии.
XII международный молодежный православный фестиваль «Одигитрия» завершился на днях на Витебщине. Уникальность его состоит в сочетании культурных и духовных мероприятий. Божественные литургии предваряют выступления конкурсантов на сцене и мастер-классы по плетению поясов или лепке из глины, а сразу после фаер-шоу молодые люди отправляются в храм. Участники уже давно между собой называют «Одигитрию» фестивалем, на котором царит любовь.
Ильин день, который выпадает на 2 августа, прежде широко отмечали в имении Здравнево. Поселившийся здесь в конце XIX века хозяин – известный художник Илья Репин – собирал на свои именины, которые почти совпадали с днем рождения (5 августа), друзей, знакомых и местных жителей. Один из таких дней в память небесного покровителя Ильи-пророка он запечатлел на рисунке «Праздничное гулянье в Здравнёве», датированном 1893 годом.
Витеблянин Владимир Медведев вошел в лонг-лист победителей третьего международного конкурса драматургии «Баденвайлер», в котором принимают участие авторы, живущие за пределами России и пишущие на русском языке.
Творческое состязание не случайно проходит в Баденвайлере. В этом городке на юге Германии в 1904 году умер Антон Чехов. Здесь создан единственный вне России музей великого русского писателя и драматурга. А с 2009-го проходит литературный конкурс. В этом году в нем участвовали около 150 авторов из 18 стран. Приятно, что пьеса «Матрешка» нашего земляка была отмечена международным жюри.
Стать очевидцем и даже участником создания, к примеру, глиняного горшка, примерить на себя роль кузнеца, узнать секреты стародавних народных ремесел и творчества мог каждый желающий во время тематических праздников-конкурсов, мастер-классов на «Задзвінскім кірмашы» и в Городе мастеров в Витебске.
Сразу две премьеры в рамках «Театральных встреч» на «Славянском базаре в Витебске» представил зрителям Московский театр на Юго-Западе. Первой стала русская народная трагикомедия «Любовь и голуби» по одноименной пьесе Владимира Гуркина, написанной в 1981 году. Постановку осуществил начинающий режиссер, художественный руководитель театра заслуженный артист России Олег Леушин.
Международная гильдия мастеров привезла в Витебск выставку «Большие оригиналы» художественных произведений мастеров редчайших жанров искусства.
Та самая, создательница знаменитого музея восковых фигур. Но приехала она вместе с другими историческими персонажами не из Лондона, а из Санкт-Петербурга. Город на Неве на два месяца поделился с Витебском своей коллекцией.
Как рассказал куратор выставки, российский историк Сергей Волынсков, из Петропавловской крепости, где находится музей восковых фигур, в Витебск доставлены 30 экспонатов. Все они сделаны российскими мастерами. Кстати, хоть фигуры и называются восковыми, но изготовлены из специального сплава, который выдерживает температуру от минус 25 до плюс 50.
Медалью Франциска Скорины награждена заместитель генерального директора Центра культуры «Витебск» Марина Романовская. Соответствующий указ подписал на минувшей неделе Президент Беларуси.
Марина Романовская – автор и организатор многих масштабных культурных проектов, в частности, открытого конкурса модельеров-дизайнеров «Белая амфора», который проводился в областном центре с 1995 по 2007 годы, Международного фестиваля современной хореографии IFMC, фестиваля гитарной музыки «Менестрель», студенческой выставки-конкурса визуальных искусств «Арт-сессия». Она работала в составе жюри Национальной театральной премии России «Золотая маска», режиссерской группы детского «Евровидения» в Минске. Кроме того, она постановщик концертов, в том числе и на «Славянском базаре в Витебске».
Школа купальских традиций впервые будет работать в Полоцке с 1 по 6 июля. Занятия проводятся для всех желающих, а участвуют в реализации проекта работники центра ремесел и национальных культур, районного и городского дворцов культуры, районного методического центра народного творчества, центральной библиотечной системы.
Участники, как рассказала директор центра ремесел и национальных культур Ольга Шаркевич, смогут прослушать лекции об обрядах и традициях предков, разучить купальские песни, изготовить венки и обереги во время мастер-классов. Кроме того, они познакомятся с играми, гаданиями, особенностями национальной праздничной кухни, узнают секреты заготовки целебных полевых трав.
Знаковым событием в праздничной программе стало открытие памятника великому князю Ольгерду, с именем которого связывают важный этап в становлении города. За годы своего правления Ольгерд превратил его в один из мощнейших на территории Восточной Европы.
Монумент установлен в самом сердце старого Витебска, на былой Ратушной площади, напротив восстановленной Воскресенской церкви. В средние века это была территория Верхнего замка, о чем свидетельствует надпись на постаменте. И это символично, ведь именно Ольгерд обнес город каменными стенами, сделав его неприступным для врагов. Идея установить памятник легендарному витебскому князю родилась 4 года назад.
После недавней реконструкции здания по адресу ул. Ленина, 18, которое является памятником архитектуры конца XIX – начала XX веков, рисунок не сохранился. Инициатором его возвращения выступил Центр современного искусства. Историю известной стены рассказал руководитель проекта, член Союза дизайнеров Беларуси, один из создателей декораций к фильму «Шагал – Малевич» Степан Дроздов:
– Когда Казимир Малевич пребывал в Витебске, он создал эскиз и планировал разрисовать дом, но точно никто не знает, какой именно. В 1992 году художники творческого объединения«Квадрат» нанесли его рисунок на это здание, он идеально лег именно на данную стену. Однако из-за недолговечности красок со временем исчез. В День города в 2010 году его вернули снова. А сейчас это делаем мы. Вместе со старшим научным сотрудником центра Еленой Ге презентовали идею на «Кірмашы праектаў» – и все откликнулись, вызвались помочь, чтобы сделать Витебск ярче.
Яркай старонкай у гісторыі ўмельстваў на Браслаўшчыне стала творчасць народнага майстра разьбы па камені Мечыслава Бейнара. Яе арыгінальныя ўзоры можна ўбачыць у Відзах, дзе жыў таленавіты самавук, каля раённага гісторыка-краязнаўчага музея, на сядзібах у мясцовых аматараў гэтага не надта распаўсюджанага жанра. І ўсё ж не так даўно ў райцэнтры з’явіўся паслядоўнік Мечыслава Антонавіча, нават з тым жа прозвішчам – Алег Бейнар.
Па першай прафесіі ён баяніст, кіраўнік мастацкай самадзейнасці ў вясковым клубе. Пасля арміі вырашыў, што на хлеб варта зарабляць нечым больш сур’ёзным і на дзесяцігоддзі звязаў жыццё з будоўляй. Спецыяльнасці муляра, тынкоўшчыка, цесляра, аддзелачніка асвоіў на практыцы. Камін, печ здолее скласці, для сям’і драўляны дом паставіў і абмураваў – ад фундамента да вільчыка ўсё зроблена ўласнымі рукамі. Пра баян не забыўся, пры добрым выпадку грае, але, кажа, пальцы ўжо не такія гнуткія, як раней. Апошнім часам Алег Казіміравіч працуе ахоўнікам Браслаўскага прадпрыемства меліярацыйных сістэм. Тут артыстычную душу і пацягнула да разьбы па камені, дакладней – па пенаблоках. Яны крыху мякчэйшыя, чым гартаваны вякамі прыродны матэрыял, іх прасцей апрацоўваць, шліфаваць. Шэрыя, малапрывабныя з выгляду, пры дапамозе зубіла, нажоўкі, тапара, малатка, свярдзёлка і натхнення пенаблокі пераўвасабляюцца ў фігуры прадстаўнікоў беларускай фаўны і не толькі. На кожную працу патрэбна некалькі штук, фарбы лепей алейныя.
Сколько раз уже обсуждался в Витебске вопрос об увековечении памяти князя Ольгерда, но обязательно находятся люди, которые считают, что данная личность недостойна благодарности потомков. Эта тема стала вновь муссироваться накануне открытия памятника государственному деятелю Великого княжества Литовского, реформатору, талантливому полководцу, с именем которого связывают расцвет средневекового города на Двине.
Чтобы поставить точки над «I», мы обратились к достоверным фактам, которые изложил заведующий кафедрой истории Беларуси ВГУ имени П. Машерова, кандидат исторических наук, доцент Анатолий Дулов.
Областной литературной премией им. Петруся Бровки за 2013 год в номинации «Проза» недавно отмечено второе издание автобиографической книги Олега Володько «Сын земли и неба».
Звания Героя Социалистического Труда были удостоены 104 уроженца Витебщины. Самый молодой из них – ныне 68-летний Олег Володько, бывший глава прославленного колхоза им. Суворова Поставского района, а позднее сельхозпредприятия «Новоселки – Лучай», заслуженный работник сельского хозяйства, дважды депутат Верховного Совета СССР, награжденный, кроме «Золотой звезды», двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени и Октябрьской революции.
В Витебске в рамках праздника города будет открыта мемориальная доска в честь народного артиста СССР композитора Марка Фрадкина, 100-летие которого отмечается в этом году.
Наш земляк – автор многих произведений, вошедших в золотой фонд песенного искусства. Среди них – «На тот большак», которую много лет исполняла Клавдия Шульженко, одна из коронных песен Людмилы Зыкиной – «Течет река Волга». Своим «крестным отцом» на эстраде считает Марка Фрадкина Эдита Пьеха. Ансамбль «Самоцветы» стал известен благодаря его хитам «У деревни Крюково», «Увезу тебя я в тундру» и «Там, за облаками». В сотрудничестве с поэтом Евгением Долматовским композитор создал такие шлягеры, как «Мы жили по соседству», «За фабричной заставой», «А годы летят», «Комсомольцы-добровольцы».
На Ушаччыну, у далёкую ад райцэнтра і імклівых трас вёсачку Бычкі, дзе 19 чэрвеня 1924 года нарадзіўся Герой Сацыялістычнай Працы, лаўрэат Ленінскай прэміі, дзяржаўных прэмій СССР і БССР, Літаратурнай прэміі імя Якуба Коласа, кавалер шматлікіх ордэнаў і медалёў, пісьменнік, чыё імя вядома ва ўсім свеце, едуць і едуць людзі.
Хаця хаты, пабудаванай у 1933 годзе, дзе Васіль Уладзіміравіч правёў дзяцінства і юнацтва разам з бацькамі, братам і сястрой, ужо няма. Яе змушаны былі разабраць: з цягам часу правалілася падлога, абрынулася столь, разбурылася печ… Але былая сядзіба сям’і Быкавых поўнасцю адноўлена: дом, хлеў, гумно… Захаваліся і дрэвы, пасаджаныя бацькам пісьменніка.
Открытие памятника князю Ольгерду состоится 27 июня в рамках празднования Дня города Витебска.
С именем этого государственного деятеля Великого княжества Литовского, реформатора и талантливого полководца связывают расцвет средневекового города на Двине. Став князем витебским, Ольгерд проводил политику, направленную на укрепление и развитие населенного пункта. При нем начато возведение каменных фортификационных сооружений вокруг города в соответствии с новейшими европейскими достижениями. В Верхнем замке построены княжеские палаты, в Заручавье — Свято-Духовская церковь, в Нижнем замке перестроена Благовещенская церковь.
Исследователи из Беларуси, России, Германии и Японии 14 – 15 июня примут участие в XXIV Международной научной конференции. В этом году она будет посвящена памяти председателя Шагаловского комитета поэта Давида Симановича.
Как отметила директор музея Марка Шагала Людмила Хмельницкая, чтения, проходящие в Витебске, вызывают интерес у серьезных специалистов из разных стран мира. Каждый год собирается круг ученых, которые хотели бы поделиться своими изысканиями, касающимися жизни и творчества художника и его окружения. На этот раз, например, несколько выступлений будет посвящено первому учителю Марка Шагала Юрию Пэну, 160-летие которого отмечается нынче.
Без перабольшання можна сказаць, што ў свае 9 год Дзіяна Пушнякова з Шуміліна – ужо сапраўдны віртуоз ігры на цымбалах. Летась яна стала лаўрэатам першага міжнароднага конкурсу «Музычны вернісаж», які праходзіў у Чэлябінску. Талент дзяўчынкі заўважылі, і сёлета ёй была прысуджана прэмія Віцебскага абласнога выканаўчага камітэта па падтрымцы таленавітай творчай моладзі.