Выставочный проект под необычным для широкого круга зрителей названием «Сайарсизм» открылся в Музее истории Витебского народного художественного училища.
Термин сайарсизм произошел от двух латинских слов, в переводе на русский: наука и искусство. Автором, идеологом и теоретиком данного направления в изобразительном искусстве стал современный петербургский художник Сергей Дождь. Некоторые исследователи трактуют новое течение, зародившееся во втором десятилетии XXI века, как новую волну русского авангарда и русской философской школы, которая может оказать большое воздействие на глобальное культурное пространство.
Согласно определениям, даваемым Сергеем Дождём, сайарсизм является художественной наукой о внутреннем пространстве художника, чья практика неотделима от теории. Это также философия творческого развития человека и мира. Сайарсическая теория предложила систему понимания художественной абстракции, новый художественный язык и семиотику, где квадрат – это мысль, круг – чувство, треугольник – интуиция, более сложные элементы сознания – более сложные фигуры, образы и формулы. Течение предполагает полную универсальность, художник может использовать реалистические и абстрактные элементы, знаки и описания, общие или собственные решения, главное – отображение сознания автора.
В настоящее время это международное движение художников, которые разрабатывают систему понимания абстрактного искусства. Течение объединило около 300 живописцев и графиков из России, США, Германии, Франции, Бельгии, Италии, Китая и других стран. Проведено более 50 международных выставок. А теперь и Витебск присоединился к разным городам мира, где проходили вернисажи приверженцев сайарсизма. И лучшего места, нежели здание, где столетие назад реализовывали свои революционные идеи утвредители нового искусства, было не найти.
– На выставке, несомненно, присутствует исторический контекст. Наше направление представляет собой развитие глубин абстракции, концепции, заложенной великими предшественниками. Если Малевич, Кандинский сказали, что искусство может быть абстрактным, то сайарсизм отвечает на вопрос, как абстрагироваться. Художники могут объяснять картины друг другу, зрителям, то есть абстракция в искусстве становится понимаемой, – пояснил приехавший на вернисаж Сергей Дождь.
На выставке представлены работы российских художников, в том числе и Сергея Дождя, а также живописцев из Франции, Германии, Италии, Швейцарии, США, Азербайджана. Беларусь представили семь авторов, из них шестеро из Витебска: Галина Васильева, Александр Слепов, Алексей Кравченко, Валентина Ляхович, Александр Малей и Сергей Сотников.
Экспозиция разместилась в трех залах музея, осмотр которых становится увлекательным путешествием во внутренние миры художников, представляющих с помощью знаков, образов и цветовых конструкций свое видение красоты. Ведь сайарсизм, как подчеркнул создатель этого художественного языка, основан на красоте.
Фото Татьяны Пастернак.