Мероприятие прошло в Орше на базе колледжа – филиала Белорусского государственного университета транспорта с участием председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке Игоря Марзалюка и начальника управления профессионального образования Министерства образования Беларуси Александра Матюшонка.
– Задачи, которые перед нами стоят, актуальнейшие, – отметил председатель совета руководителей учреждений среднего специального образования Витебской области, директор Витебского технологического колледжа Александр Лосякин. – Изменения и поправки, которые вносятся в кодекс, волнуют каждого руководителя учреждения образования. Здесь собрались те, у кого большой опыт работы за плечами, свои видение системы, подходы и взгляды. Нам есть что предложить, обсудить, о чем поспорить. Я целиком поддерживаю предложение о сокращении сроков обучения на уровне профессионально-технического и среднего специального образования. Но при этом ни в коем случае не должно пострадать качество подготовки учащихся. Необходимо поднять престиж рабочих профессий на новый уровень.
Был рассмотрен и еще один значимый аспект – квалификационные характеристики и содержание программ по профессиональной подготовке учащихся. Ведь выпускники должны владеть не только основами профессии, но и знать, как решать производственные задачи.
– Мы одна из немногих стран на постсоветском пространстве, которая сохранила качественную и эффективно работающую систему среднего специального образования, – подчеркнул Игорь Марзалюк. – Предложения в законы должны вносить практики, те, кто немало сделал для развития учреждений образования. Идеями, которые были озвучены на заседании, мы обязательно воспользуемся. Круглый стол в парламенте пройдет 9 марта, депутаты обсудят все наболевшие вопросы.
Нам следует определиться, какие специалисты и в каком количестве нужны государству и что для этого нужно сделать. Я глубоко убежден, что должен быть государственный заказ на специалистов, рациональная сбалансированная система. Если мы переходим на многоступенчатую систему и среднего, и высшего образования, то необходимо определить четкие критерии. Средний балл небольшой – дорога в профильную систему. Если там успешно реализуешься – иди дальше в вуз. Так, как это сейчас происходит в Германии, Швеции, Финляндии, где только 30% выпускников школ поступают в вузы.
Коснулись на заседании совета и проблемы трудо-устройства выпускников, опытом работы поделился Оршанский колледж. Собравшихся впечатлила как организация производственной практики на базе учреждения, так и подход к трудоустройству, профессиональной подготовке будущих железнодорожников.
Фото Ольги ЛЕБЕДЕВОЙ.