Прошлой зимой владелица агроэкоусадьбы из деревни Володьково, что в Глубокском районе, Юлия Буко взяла под свою опеку пять одиноких престарелых пенсионерок.
Почему бы и нет? Места хватает: дом удобный, все необходимое в нем есть, ведь обустроен он специально под прием постояльцев. Да и бабушкам в компании веселее: все же не в одиночестве коротать долгие вечера. А тут печка вытоплена, еда приготовлена, одежда и белье постираны, да и врача – вдруг понадобится? – есть кому вызвать.
Так и жили до середины весны, потом разъехались: Клеопатра Ивановна и Мария Николаевна – по своим домам, а нуждающиеся в дальнейшей помощи и присмотре Мария Адамовна, Уршуля Казимировна и Зофия Антоновна – в больницу сестринского ухода. До нынешнего декабря дожили трое из них. Самостоятельно, хотя бы в домах зимовки, жить они уже не могут: нет ни сил, ни здоровья. Как сказала директор глубокского Территориального центра социального обслуживания населения Алла Стотик, бабушки сейчас на медико-социальных койках. В силу занятости не получается в этом году продолжить начатое у Юлии Буко, но ее инициатива прижилась в районе. К началу зимы организованы три похожих дома, правда, не таких больших, в ближайшее время появятся еще.
– Витебщина по возрасту населения – самая пожилая в республике, – говорит начальник управления социальной поддержки населения и стационарных учреждений комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома Вера Остапенко, — у нас примерно 276 тыс. жителей старше 60 лет, это 23% всей численности области. Из этого количества около 105 тыс. одиноко проживающих, 20 тыс. – одиноких. И многим из них нужна помощь нашей службы. К примеру, социальное обслуживание на дому по данным на 1 октября получали почти 14 тыс. жителей Витебщины – это на 600 человек больше по сравнению с началом года. При том, что в целом по республике этот показатель снизился почти на одну тысячу человек. Первое место в стране наша область занимает и по объему оказанных разовых социально-бытовых услуг пенсионерам старше 60 лет. Учитывая возрастную специфику, сегодня перед всеми территориальными центрами ставим задачу сделать социальную помощь максимально доступной. Для этого расширяем сеть социальных пунктов – сегодня их уже 194 (157 открыты в этом году), а в перспективе планируем открыть их в каждом сельсовете. За год увеличили с 20 до 29 количество мобильных, с 12 до 24 хозяйственных бригад соцобслуживания, с 9 до 34 пунктов проката средств реабилитации, с 6 до 25 салонов передачи из рук в руки вещей, одежды, обуви, созданных специально для помощи малоимущим гражданам.
– Вера Николаевна, в прошлом году была опробована такая новая форма жизнеустройства пожилых людей, как дома зимовки, или совместного сезонного проживания. Насколько удачным получился эксперимент и в чем его суть?
– Для поддержки пожилых людей в быту ТЦСОНы используют разные новые методы. Дома совместного проживания (зимовки, сезонного проживания – в каждом районе они могут по-разному называться) – один из них. На 1 октября в области было создано 23 дома зимовки и 38 – совместного проживания для более 120 человек. Суть в том, что, как правило, на зимний период несколько пенсионеров съезжаются жить под одну крышу, и за ними закрепляется социальный работник. Если говорить подробнее о деталях, то в описанном примере из Глубокского района между Юлией и обслуживаемыми ею бабушками был заключен договор, по которому она предоставляла каждой спальное место, обеспечивала питанием три раза в день, постельными принадлежностями, протапливала печь, стирала, оказывала помощь в соблюдении личной гигиены. Они в свою очередь ежемесячно вносили в бюджет дома зимовки 1,2 млн рублей. Эти деньги тратились на продукты питания, топливо, предметы первой необходимости, оплату коммунальных услуг и другие нужды. Удобно ли это? Приобретенный опыт говорит: да. Удобно и социальному работнику: все его подопечные в одном доме, и самим пожилым людям, и социальной службе это экономически выгодно.
– Какие еще новшества применяет социальная служба?
– В этом году, к примеру, впервые организовали для пенсионеров 18 гостевых семей. Принцип их тот же, что и для детей, оставшихся без попечения родителей: трудоспособная семья принимает подопечного на выходные или праздничные дни. Как правило, это делают жители деревень, но есть примеры и в Витебске. Всё на добровольных началах, по потребности души, оплата за такую помощь не предусмотрена.
Еще одна новая форма жизнеустройства пожилых – патронатная семья. Это своеобразное шефство. Пожилому человеку помогают заготовить дрова, скосить траву, прополоть огород, собрать урожай, его поздравляют с праздниками и памятными датами. Таких семей уже 35, помощь и поддержку в них нашли 66 одиноких людей.
Если подытожить, то на 1 октября более 325 людям социальная служба помогала в обустройстве проживания. Это сопоставимо с 13 отделениями круглосуточного пребывания. Только если их содержание обходилось бы бюджету примерно в 13 млрд рублей в год, то «домашние» формы позволяют сэкономить около 12 млрд.
– Что выбираете на перспективу?
– Сейчас все большее внимание уделяем социальному патронату и помощи в уходе за инвалидами. Только с начала четвертого квартала этого года ТЦСОНы заключили 312 договоров с сиротами в возрасте от 18 до 23 лет на патронат, т. е. взяли на себя обязательства помочь этим молодым людям сориентироваться в окружающих реалиях. Зачастую, выйдя из домов-интернатов, ребята не знают, куда и к кому обратиться за реализацией своих прав. Оказать им содействие, направить, нужное заявление написать – теперь функция и органов соцзащиты.
В экспериментальном порядке сейчас обкатываем новые виды помощи родителям детей-инвалидов, так называемые услуги социальной передышки. Это предоставление им возможности оставить ребенка под присмотром соцработника или сотрудников территориального центра на несколько часов, если нужно, например, решить какие-то семейно-бытовые вопросы, съездить в райцентр и т. п. Если возникает необходимость в более длительном сроке передышки (до одного месяца), то ребенка можно оформить в Богушевский дом-интернат для детей с особенностями психофизического развития. К слову, специальные жилые помещения для краткосрочного проживания предоставляют также в Витебском, Вороновском, Глубокском, Дуниловичском, Максимовском домах-интернатах.
– И в завершение разговора. Будет ли в территориальных центрах увеличен штат сиделок?
– Они очень востребованы, особенно в городах, и надо сказать, что сегодня в социальной службе работают 48 сиделок, это на 27 больше, чем в прошлом году. Конечно, мы планируем увеличить их количество, но это очень сложная услуга, и непросто найти людей, готовых и способных ее качественно оказывать.
Думаю, ситуация улучшится с расширением использования в практике работы государственного социального заказа. На этих условиях сегодня в Новополоцке услуги сиделки оказывают пять сестер милосердия от Красного Креста. В следующем году намерены распространить этот опыт в Оршанском, Полоцком, Сенненском, Чашникском, Поставском районах, где 16 квалифицированных медицинских сестер будут ухаживать на дому за 120 больными, за 36 с онкологическими заболеваниями.
Фото Дмитрия Осипова