Мне надоело. Рев моторов мощных мотоциклов по ночам часто не дает спать, а утром на работу. Надоело моему соседу. Его годовалому малышу трудно объяснить, почему среди ночи на улицах города устраиваются гонки. Надоело пожилой паре, проживающей этажом ниже. Их и так неважное здоровье вряд ли становится лучше из-за полуночных бдений, которые им регулярно устраивают мотохулиганы. Беспредел на улицах надоел уже тысячам горожан, но очередное лето на исходе, а недобропорядочные мотоциклисты по-прежнему нарушают наш покой. Можно ли найти на них управу разбирался корреспондент «ВВ».
Пробелы в законодательстве
Мотоциклистов, как и других участников дорожного движения, с каждым годом становится больше. Впрочем, если благодаря четкой работе мобильных патрулей, грамотной профилактике, видеокамерам призвать к порядку автомобилистов получается, то с мотоциклистами дела обстоят хуже. Даже в руководстве МВД признают, что двухколесные участники дорожного движения - особая категория водителей. За руль скоростных байков все чаще садятся молодые люди без опыта вождения, в случае аварии их защитная экипировка обычно не спасает от тяжелых травм или гибели. Поэтому в МВД не скрывают: от греха подальше экипажам ГАИ рекомендуют задерживать байкеров обдуманно.
В управлении ГАИ УВД облисполкома знакомы с проблемой. Жалобы на ночные гонки и шум поступают со всех уголков Витебщины.
- Каждый день в отделениях ГАИ регистрируется не менее 2-3 мотоциклов и скутеров. В области насчитывается более 20 тысяч двухколесных механических транспортных средств, в Витебске - 2,5 тысячи, - информирует и.о. начальника УГАИ УВД облисполкома Александр Самуль. - Больше транспорта - больше проблем. Спортивные мотоциклы из-за мощных двигателей создают сильный шум, что беспокоит людей по ночам. Оставляет желать лучшего и агрессивная манера вождения некоторых мотоциклистов, За полгода по их вине произошло 12 ДТП, 11 человек травмированы, 1 погиб. Выявлено 1889 нарушений ПДД, совершенных мотоциклистами, что на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В основном не соблюдаются правила маневрирования, полосность движения, скоростные режимы, требования дорожных знаков и разметки, правила проезда перекрестков и использования мотошлемов. Кроме того, для мотоциклистов зачастую характерно резкое изменение направления движения и непредсказуемость поведения на проезжей части.
Впрочем, по мнению Александра Чеславовича, нельзя обвинять всех мотоциклистов огулом. Большинство из них - вполне законопослушные водители, которые ездят на исправном транспорте, имеют все необходимые документы, идут на диалог с сотрудниками ГАИ, участвуют в совместных профилактических мероприятиях.
- Больше всего жалоб на ночной шум от мотоциклов, - отмечает Александр Самуль. - К сожалению, на данный момент в дорожном законодательстве за это нет санкций, но мы надеемся, что в ближайшее время что-то изменится. Мы, конечно, практикуем изъятие прав у злостных нарушителей скоростных режимов, мотоциклистов, создающих аварийные ситуации, арестовываем транспорт без регистрационных документов, штрафуем бесправников, но это не панацея. В ряде европейских стран движение спортивных мотоциклов вообще запрещено в городах по ночам. Но это вопрос к нашим законодателям.
В то же время начальник межрайонного отдела УГАИ УВД облисполкома Евгений Степанов считает, что бороться с мотоциклистами как с отдельной категорией водителей несправедливо.
- Они такие же участники дорожного движения, как и остальные, - убежден он. - И наказывать их надо по факту нарушения ПДД, а не потому, что они ездят на двух колесах. Главная проблема в шуме, который создают спортивные мотоциклы, особенно если передвигаются группами. Поэтому я предлагаю вернуть нормы, ограничивающие их групповое передвижение, как это было раньше. Стоит установить больше камер видеорегистрации нарушений. Но полностью запретить передвижение мотоциклистов в городе ночью тоже не выход. Почему из-за нескольких хулиганов должны страдать все?
Проверки на дорогах
Чтобы разобраться с проблемой на месте, в один из пятничных вечеров я отправился вместе с экипажем сотрудников ГАИ в рейд. К сожалению, несмотря на то, что я честно отработал с майором милиции Олегом Ловейкиным и капитаном Михаилом Анюховским до полуночи, ни одного громкого или слишком быстрого мотоциклиста остановить не удалось (как назло они в очередной раз разбудили меня уже дома в полвторого ночи).
- Специфика спортивных мотоциклов в том, что у них мощные моторы, к тому же некоторые убирают заводские глушители и делают прямоток, - рассказывает Олег Ловейкин, который работает на дороге много лет. - В результате даже на относительно малых скоростях такие мотоциклы очень шумные. Но это не правонарушение.
По словам сотрудников ГАИ, работать с мотоциклистами-нарушителями приходится предельно корректно. Ведь в случае преследования они представляют большую опасность не только для себя, но и для окружающих. К тому же скоростные характеристики байков намного выше чем у автомобилей, они легко скрываются во дворах, среди машин, легко совершают маневр. В то же время, как показывает практика, любое ДТП с участием мотоцикла влечет как минимум тяжелые увечья. Недавно в Витебске, например, погиб мотоциклист, не заметивший разворачивающийся автомобиль. На трассе возле Орши во время резкого маневра мотоцикла на асфальт упала молодая девушка-пассажир. Несмотря на шлем, она получила тяжелейшую травму головы.
За вечер нашего рейда сотрудники ГАИ остановили пять мотоциклистов. Вполне адекватные, пусть и довольно молодые люди. У всех документы в порядке, претензий к ним нет.
- За рулем байка я уже три года, - рассказал парень лет 25, представившийся Сергеем, на спортивном мотоцикле. - Это мое хобби. Нравится физика двух колес, острые ощущения. Но я вполне понимаю людей, которых раздражает шум от моторов. Стараюсь не кататься в городе по ночам и не поддерживаю мотоциклистов, которые специально выкручивают первую и вторую передачу до упора, ревя двигателем. Это действительно хулиганство. Люди ставят свое удовольствие выше покоя других.
Также Сергей сообщил, что несколько раз попадал в ДТП, опрокидывался. При этом он продемонстрировал на своем мотоцикле ручку газа, сильно срезанную об асфальт.
- Повезло, что ехал на малой скорости, - пояснил Сергей. - Мне кажется, не очень правильно, что ПДД предусматривают для мотоциклиста только шлем. Необходима и другая защитная экипировка. Но хорошая стоит не меньше половины мотоцикла. Для многих она попросту недоступна.
Другой мотоциклист, остановленный сотрудниками ГАИ, представился Иваном и рассказал, что байк для него - разнообразие в жизни.
- Ночью я не езжу, ставлю мотоцикл в гараж, - сказал он. - Но знаю, что в Витебске есть ребята, которые специально выезжают по ночам, когда небольшое движение, и устраивают гонки. Наверное, так они самоутверждаются. Печально, что из-за них неприятности у всех мотоциклистов.
Объективности ради я также связался с вице-президентом витебского отделения мотоклуба «Псы дорог» Ильей Заболотниковым, который знает о тучах, которые сгущаются над мотоциклистами.
- Проблема в том, что многие молодые люди за рулем мотоциклов сейчас не имеют никаких ценностей, - считает он. - Они не хотят прислушиваться к старшим, соблюдать правила, вступая в клуб. Это притом, что мы принимаем к себе людей на различных мотоциклах, в том числе спортивных. У нас слаженный коллектив. При необходимости обучаем вождению в различных дорожных ситуациях, по-товарищески помогаем. А пар мы выпускаем за городом, на трассах. Поэтому стоит отличать организованное байкерское движение от лихачей-одиночек.
Что делать?
Прокурор Витебской области Геннадий Дыско в курсе сложившейся ситуации. При этом считает, что при нынешнем законодательстве бороться с мотохулиганами действительно сложно.
- На уровне генеральной прокуратуры Беларуси уже поднимался вопрос об ужесточении ответственности в отношении незаконопослушных мотоциклистов, работает межведомственная комиссия, - отмечает Геннадий Иосифович. - В частности, эффективной санкцией, возможно, станет конфискация техники при совершении повторных грубых нарушений ПДД. Кроме того, предлагается выработать научно обоснованные санитарные нормы, определив предельно допустимый уровень шума транспортных средств, который можно будет измерять при прохождении гостехосмотра. Если техника переделана или уровень шума зашкаливает - не допускать к движению.
Заместитель председателя комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания Беларуси Сергей Бохан сообщил, что пока вопрос об ужесточении ответственности в отношении мотоциклистов, нарушающих покой людей по ночам, в парламенте на повестке дня не стоит.
- Хотя в депутатской среде эта проблема на слуху, - подчеркнул Сергей Николаевич. - В Беларуси значительно возросло количество двухколесного механического транспорта, а значит, стоит задуматься о внесение соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях, ПДД. Возможно, это будет ограничение движения мотоциклов в городах по ночам, возможно, что-то еще. Но вопрос этот необходимо решать.
Поддерживает коллегу и председатель парламентской комиссии по здравоохранению, физической культуре и семейно-молодежной политике Палаты представителей Александр Цецохо.
- Депутаты будут изучать международный опыт в этом направлении, - отметил он. - А затем будем принимать решения, чтобы достигнуть консенсуса. Пока же мы полностью открыты для обсуждения и общественной инициативы.
P.S. От себя замечу: очевидно, что стараниями сотрудников ГАИ, без волевого решения законодателей проблему ночных мотогонок вряд ли можно решить. Возможно, стоит к этому подключиться и местным властям.