Наше молодое белорусское государство в первой половине 1990-х годов переживало экономический кризис, вызванный распадом СССР и переходом к шоковой рыночной экономике.
Выплату зарплаты на предприятиях задерживали на несколько месяцев, часто выдавали выпускаемой продукцией. Для некоторых это было время вседозволенности, в стране процветало на разных уровнях так называемое посредничество, и это стало чуть ли не естественным делом рыночной экономики. Криминальные структуры жестко требовали от предпринимателей делиться своими растущими доходами, используя арсенал «своих средств». В таких условиях явно напрашивалась новая, приемлемая для Беларуси стратегия сильной государственной власти и развития экономики с уклоном на увеличение экспорта, агропромышленный комплекс, строительство жилья…
Сложно было говорить и об идеологии как таковой, если еще можно о ней говорить в то время. Коммунистические идеи были отвергнуты, в средствах массовой информации раскручивалась тема антисталинизма, ГУЛАГа, полностью опорочивались колхозы, достижения социалистического общества. Ряд влиятельных политиков сделали ставку на национализм. Значимый удар был нанесен по фундаменту нашей культуры – литературе. На свет как из рога изобилия посыпались детективы, женские романчики, эпосы о жизни знаменитых людей с обязательным копанием в грязном белье. Это шло в русле продуманной стратегии определенных заокеанских кругов. И на помощь им уже спешил безграничный интернет.
Используя наступивший после провала ГКЧП запрет Коммунистической партии, на «свободное место» политического пьедестала стали взбираться новые созданные партии. Среди них была и Аграрная партия Беларуси, объявившая приоритетом усиленное развитие агропромышленного комплекса. В Оршанском регионе в 1993-м были созданы две структуры партии: городская, охватывающая перерабатывающие предприятия, и районная, охватывающая сельскохозяйственные предприятия (колхозы, совхозы). Мне было предложено возглавить городскую организацию (в то время я работал заместителем директора на Оршанским пивоваренном заводе).
Однако в 1994 году тактика деятельности руководства Аграрной партии стала резко меняться. Связано это было, в первую очередь, с избранием первого Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. 80,1 % набранных им голосов во втором туре – это был настоящий триумф! Однако не всех этот триумф радовал, а вскоре началось и явное противостояние Президенту определенных сил в Верховном Совете республики. А обстановка требовала твердой руки – руки болеющего за страну хозяйственника. Народ ждал от главы государства решительных шагов по всем направлениям.
В этой политической обстановке в республике возникла идея Всебелорусского народного собрания, инициированная Президентом. Главное в ней – необходимость посоветоваться с народом о дальнейшем пути развития! Я был избран делегатом от трудового коллектива и от Оршанской городской организации Аграрной партии, подготовившей заявление в поддержку Президента.
Но как донести наше заявление обществу и руководству Аграрной партии? И вдруг мне позвонили из редакции газеты «Советская Белоруссия» и сказали, что знают нашу позицию поддержки Президента, а сможем ли мы обозначить ее через газету? Я ответил: «А у нас есть на этот счет соответствующее заявление совета нашей городской организации Аграрной партии». – «А вы можете переслать нам его?» – «Конечно»,– ответил я и тут же переслал документ по факсу в редакцию. На следующий день решение совета было опубликовано на первой полосе газеты.
И вот наступил день, когда мы, делегаты первого Всебелорусского народного собрания, собрались в столице. Вечером ко мне в номер пришли двое молодых людей, представившихся работниками Витебского облисполкома, и предложили выступить на собрании от имени Витебской области в поддержку Президента. Остаток дня мне пришлось посвятить подготовке выступления. Акцент в нем я сделал на поддержке главы государства и интеграции с братской Россией.
Собрание проходило во Дворце спорта, который был полностью заполнен. У входа нас встретил пикет, организованный оппозиционно настроенными представителями Верховного Совета. Собрание проходило при постоянных выпадах с места представителей оппозиции. Однако выступление Президента было встречено с большим вниманием всеми делегатами. Незадолго до моего выступления ко мне подошел один из организаторов и спросил, не буду ли я возражать против прекращения прений и готов ли передать текст в президиум собрания? Понимая обстановку, я согласился. Хочу отметить, что в ходе проведения собрания я, как и подавляющее большинство делегатов, все больше убеждался в необходимости решительной поддержки курса Президента.
Вскоре за этим последовал республиканский референдум по внесению изменений в Конституцию, поддержанный нашим народом. Президент был наделен дополнительными полномочиями, и республика взяла курс на усиление государственной власти, подъем экономики и возвращение идеологии. И всё это предстояло решать буквально со ступеней первого Всебелорусского народного собрания.
Константин НИЛОВ, делегат трех ВНС, заместитель председателя Оршанской районной организации РОО «Белая Русь», член Союза писателей Беларуси.