Авторская кукла – один из видов рукоделия, стремительно набирающих популярность. Умельцы, способные удивить в этом жанре, есть и на Витебщине. В том числе учитель художественных дисциплин Верхнедвинской детской школы искусств Натальи Поликарпова.
Ее куклы – воплощение изящества, утонченной красоты. Такими невозможно играть, разве что любоваться, восхищаться. Они достойны коллекций, предназначены для украшения изысканных интерьеров, дарения в качестве редких сувениров – словом, созданы служить исключительно эстетическому наслаждению.
В последней серии ее работ – 15 барышень и один кавалер, объединенные названием «Феи и волшебницы», ведь феи, оказывается, бывают женского и мужского рода. Имена для них автор нашла в произведениях известных писателей-романтиков.
Наталья не рекламирует своих кукол в Интернете, поскольку не продает. Говорит, жаль расставаться даже за деньги, и не только потому, что купюрами сполна не оценить вдохновение, труд, время, понадобившиеся для кропотливого изготовления кукол.
Перефразируя знаменитого писателя Хемингуэя, мастерица называет своих фей и волшебниц праздником, который всегда с ней. Родительский дом, где живет Наталья с сыном, украшен выполненными ею же панно – из кожи, с вышивкой лентами – в этих жанрах она тоже искусница. «Мальчиков» в английских, итальянских, французских одеждах эпохи Возрождения из первых своих кукольных коллекций хозяйка раздарила на память родным и друзьям.
Недавно в Верхнедвинск приезжала латвийская делегация – и один из сотворенных Натальей эльфов упорхнул в соседнюю балтийскую страну. А «Феи и волшебницы», на изготовление которых ушло два года, хранятся в закрытых коробках, чтобы не выцветали, не пылились в ожидании очередного выхода к широкой аудитории зрителей.
– Все свободное время отдаю куклам. Очень люблю их, поэтому и тщательно берегу, – объясняет мастерица.
Ее рукодельным чудом восхищались участники традиционного регионального праздника искусств «Двина – Дзвіна – Daugava», Дня белорусской письменности в Глубоком, фестиваля «Славянский базар в Витебске» и других значимых мероприятий. Известный верхнедвинский краевед и музейщик Антон Буболо шутит, что в одну из кукол талантливой землячки «нават закаханы».
– Поскольку возможности для приобретения необходимых материалов в Верхнедвинске весьма скромные, делаю кукол из папье-маше. В отличие от фарфоровых, мои феи и волшебницы легкие и небьющиеся, – рассказывает Наталья.
Она и сама в некотором роде волшебница – скульптор, постижер, модельер, швея и обувщик в одном лице. Свой способ кукольного производства считает самым дешевым. Для него требуются прочная, но хорошо гнущаяся проволока, пластилин, клей ПВА, газетная и наждачная бумага, акриловые краски, ткани, кожа.
На вылепленные фрагменты – несколько слоев бумаги, затем следуют шлифовка, нанесение придуманного мастерицей раствора и роспись. Особый разговор – наряды, головные уборы, обувь и прически для фей и волшебниц.
– Ткани припасены в результате многолетнего хождения по секонд-хэндам, знакомые хозяйки которых оставляли необходимые мне лоскуты. Попадались и редкие образцы – бархат, парча, шелк. Теперь их покупаю, поскольку занялась куклами больших размеров – для них интереснее шить. Руководством к действию являются книги по истории костюма, – делится творческими секретами мастерица.
Чтобы из тонких прядок более-менее естественных цветов сформировать куклам фантазийные прически, обычно перед Рождеством Наталья покупала на рынке карнавальные парички. А тут они оказались дефицитом. Хорошо, что знакомая продавщица привезла десяток из Минска, а то бы остаться красавицам без волос.
Сын Натальи Александровны – выпускник лесного техникума и тоже творческая натура. Приобрел станки, инструмент для деревообработки, обустроил мастерскую и занят там все свободное время. Маме делает не только рамки для панно.
Скоро понадобится выточить две оригинальные подставки для кукол, потому что к очередной выставке в Полоцком детском музее коллекция пополнится еще двумя красавицами. К таким заказам у него особо ответственный подход, ведь мама относится к своим феям и волшебницам, словно к одушевленным.
– Для меня они – не предметы, не игрушки, а существа. Иногда мне кажется, что создание кукол – это то, ради чего я родилась, – вот так, с предельным максимализмом ощущает свое творческое предназначение верхнедвинская художница.
Фото Антона Степанищева.