Несколько раз был свидетелем того, как в магазинах пожилые женщины, вооруженные лупой, долго и методично изучали составы продуктов, прежде чем положить их в свою корзину. К сожалению, у большинства из нас просто нет времени вчитываться в надписи, вдумываясь в степень вредности всего того, что мы едим. Приходится полагаться на потребительский опыт, желудок, а порой просто везение. Это, конечно, неправильно.
Правила этикетки
В интернете нашел интересные данные. Одна из немецких компаний провела исследования, в ходе которых выяснилось, что лишь каждый пятый покупатель интересуется составом продуктов. В среднем по Европе этикетки читают 29% респондентов – не так уж и много. Однако среди них есть те, кому эта информация жизненно необходима: страдающие сахарным диабетом, индивидуальной непереносимостью глютена (растительный белок из злаковых), аллергией. Поэтому согласно законодательству и список сведений, которые в обязательном порядке должны быть размещены на этикетке, немаленький. И он расширяется.
Не так давно изготовителей обязали делать предупреждающие надписи, если в составе имеются определенные вещества. Например, при наличии подсластителей-сахароспиртов нужно писать: «Содержит подсластитель. При чрезмерном употреблении может оказывать слабительное действие».
Заведующая сектором отдела госнадзора Витебской областной инспекции Госстандарта Татьяна Сипарова объясняет, что многие новшества вводятся, основываясь на международном опыте.
– Например, сейчас на этикетках производители должны указывать вещества и продукты, которые могут оказывать аллергическое воздействие на здоровье человека независимо от их количества в составе, – говорит она. – В техническом регламенте Таможенного союза дан перечень этих веществ для маркировки пищевой продукции. Должна быть и информация о наличии определенных красителей. Например, если есть E122, E104, FCF Е110, АС E129, 4R E124 и E102, обязательна надпись «Содержит краситель, который может оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей».
В целом к маркировке любой пищевой, да и не только, продукции – предъявляются строгие правила. Они описаны в технических регламентах – документах, действующих на территории Евразийского экономического союза, в том числе в нашей стране. Кроме того, для определенных видов продукции есть дополнительные регламенты, всего около 10. Также действует СТБ 1100 – государственный стандарт, в котором описаны общие требования к маркировке.
В документах четко описано, что должно быть в составе. Например, перечень ингредиентов должен быть приведен в порядке убывания массовых долей. Если добавляется сложный компонент и на него приходится более 2% общего объема, необходимо раскрывать и его состав. Это не касается пищевых добавок, ароматизаторов и аллергенов – сколько бы их ни было в составе продукта.
А вот со шрифтом не все так просто – для описания состава его размер не определен.
– В то же время информация должна быть легкочитаема, достоверна, понятна, при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастны фону, – объясняет Татьяна Сипарова. – Но четкого определения этих понятий нет. Если площадь большей стороны потребительской упаковки не превышает 10 кв. см, то информацию о составе продукции допускается размещать на дополнительных листках-вкладышах, помещенных в каждую потребительскую или транспортную упаковку. Насколько эта информация будет доступна для покупателей, зависит от добросовестности магазина. В отдельных технических регламентах уточняется размер шрифта для некоторых реквизитов: например, для молочной продукции – наименования, для масложировой – количество.
В Госстандарте отмечают, что сейчас на уровне Евразийского экономического союза обсуждается редактирование некоторых техрегламентов в части маркировки. Например, планируется указание наименования и количества продукции шрифтом высотой не менее 2 мм, но чтобы это реально заработало, нужно согласие всех участников ТС.
Меньше «Е»
«Е» на этикетках – сокращенные названия (индексы) различных пищевых добавок. В идеале производители их используют лишь для улучшения и изменения свойств продукции.
– Добавки вносятся в пищевые продукты в минимально необходимом для достижения технологического эффекта количестве, но не более определенных санитарными нормами и правилами, – подчеркивает заведующая отделением гигиены питания Витебского зонального центра гигиены и эпидемиологии Анна Мехова. – Установлен гигиенический норматив безопасности и безвредности пищевых добавок. Наличие их в продукте должно указываться на этикетке, при этом она может обозначаться как индивидуальное вещество или как представитель конкретного функционального класса в сочетании с кодом Е. Например, бензонат натрия или консервант Е211.
Что же это за добавки?
Е101 – Е199 (красители) – придают продукту цвет; Е200 – Е299 (консерванты) – предохраняют от гниения, брожения; Е300 – Е399 – приостанавливают окисление, прогорание жиров; Е400 – Е499 (стабилизаторы) – поддерживают нужную консистенцию; Е500 – Е599 (эмульгаторы) – придают однородность продукту; Е600 – Е699 – усиливают вкус и запах; Е900 – разрыхляет продукт.
По словам Анны Сергеевны, одна из самых распространенных пищевых добавок – глутамат натрия, или Е621 – усилитель вкуса. Производители часто кладут его в мясные, рыбные, соевые полуфабрикаты или готовые продукты – чипсы, снеки, сухарики, соусы. Много его в приправах, бульонных кубиках и супах и особенно – в фаст-фуде. Глутамат оживляет продукты, вкус которых «умирает» при хранении, или делает его более ярким. Это позволяет производителям сэкономить на натуральном мясе, птице, рыбе, грибах, морепродуктах. В блюдо добавляется несколько измельченных волокон натурального продукта или даже его экстракт, оно щедро сдабривается усилителем, и получается «настоящий» вкус.
– Перед тем как купить тот или иной продукт, внимательно посмотрите на маркировку, – советует Анна Мехова. – Если вы увидите надпись «ароматизаторы, идентичные натуральным», то знайте, в нем содержатся пищевые добавки, несущие вред для человека. Ведь все они – продукты химического синтеза, не существующие в природе. Основная их цель – максимально долго сохранять продукты свежими, продлевая их срок хранения. Впрочем, вряд ли кому-то из нас удастся полностью перейти на натуральное питание. Но нужно стараться ограничить употребление продуктов, где добавок множество, а это консервы, полуфабрикаты, готовые кондитерские изделия, газированные напитки.
Татьяна Сипарова в свою очередь обращает внимание, что производители не имеют права вводить покупателей в заблуждение, указывая ради рекламы на этикетках, например, «Не содержит ГМО», «Без консервантов», «Только натуральные компоненты» и так далее. Такая информация должна быть подтверждена.
– Также указывается функциональный класс всех добавок, например, консервант, краситель, а не просто Е221, – подчеркивает специалист. – Впрочем, белорусские производители редко обманывают покупателей. Вся информация согласуется уже на этапе подготовки к выпуску новой продукции. Как правило, возникают вопросы к наличию и достоверности сведений об импортных товарах. Например, недавно из торговой сети мы рекомендовали изъять кондитерскую продукцию по причине недостоверной и противоречивой информации: на изделиях было крупно написано «изготовлено по домашнему рецепту, без консервантов», а в составе мелким шрифтом – сорбиновая кислота, то есть консервант. Вот такой рекламный ход.
К слову, за продажу или поставку продукции, не соответствующей требованиями техрегламентов, в том числе по маркировке, юридическому лицу грозит штраф до 100% от стоимости реализуемой продукции, а изделия снимаются с продажи.
Все не помещается
Можно понять и производителей. С одной стороны, требуется, чтобы они представляли полную и достоверную информацию – текста получается достаточно много. С другой, если упаковка маленькая, места для его размещения попросту не хватает.
– Зачастую производители физически не могут разместить все необходимую по техрегламентам информацию о продукции крупным шрифтом, – отмечает и.о. главного технолога ОАО «Молоко» г. Витебска Светлана Журидова. – У нас, например, это касается небольших сырков. Но при нормальном зрении все читаемо. К тому же мы специально стараемся улучшить видимость составов своей продукции, «играя» на контрасте изображений: на белой упаковке тексты пишутся темным шрифтом. Поверьте, у нас нет задачи что-то скрывать от потребителя. Наоборот, акционерное общество гордится натуральностью своей продукции, что потребитель видит по составу.
Главный технолог ОАО «Витебский мясокомбинат» Марина Савич сказала, что их упаковка позволяет донести до покупателей максимально полную информацию. Она убеждена: необходимо внимательно читать состав продукции.
Если информации мало, то дополнительную можно запросить у продавца – они ею владеют.
Что ж, теперь наши читатели вооружены информацией. Выбор – за вкусом, цветом и кошельком.
Фото из открытых источников.