Студентка ВГТУ победила в республиканском фестивале-конкурсе «Мельница моды». После прогулок по предновогоднему Парижу победительница республиканского фестиваля-конкурса моды и фото «Мельницы моды» с коллекцией женской одежды «Color room» Анна Забелина надеется, что белорусские дизайнеры сотворят в нашей стране модную революцию.
— Посмотрите на людей на остановке. Среди черно-серо-коричневой массы, возможно, вы увидите один пестрый пуховик. Ну, это же неинтересно! Хочется убедить всех, что необходимо разукрашивать нашу жизнь, проявлять свою индивидуальность. Я бы дала больше свободы мысли дизайнерам, — считает студентка 4-го курса Витебского государственного технологического университета Анна Забелина.
Турне по Европе, в том числе в Париж, было одним из призов победителям «Мельницы моды». И везде молодые белорусские мастера показывали свои коллекции.
Анну также премировали поездкой в Киев на Украинскую неделю моды, откуда она привезла приз в номинации «Новые имена» и нужные для дизайнера связи. «Мельница моды», кроме того, дала путевку на участие в Большом модном маркете в Минске и в фестивале моды в Ярославле в апреле.
— Презентация на различных показах требует немалых средств, — рассказывает Анна Забелина. — Это и взнос за участие, и оплата девушкам-моделям, не говоря уже о подготовительной работе — ткани, принты, пошив и прочие «мелочи». Я сейчас думаю, как продать свою коллекцию и заработать денег для будущих фестивалей.
Создать коллекцию «Color room» молодому модельеру финансово помогали родные и просто добрые люди.
— Я понимаю, что сначала нужно заработать себе имя, а потом оно будет зарабатывать тебе деньги. А пока — только затраты, — говорит Анна.
Шить Аню научила бабушка, когда именно, девушка уже и не помнит. Но в семейном архиве хранится фотография, где годовалая малышка сидит на коленках у мамы и крутит швейную машинку.
— Бабушка мне подсказала, что есть журнал «Бурда», я брала оттуда выкройки, что-то пыталась творить. Первые рубашка, юбка. И даже пальто пошила! Хоть было косо-криво, но зато модно, и я в нем ходила с удовольствием, — вспоминает дизайнер.
Аня родом из Бреста. Занималась танцами, училась в художественной школе и школе с углубленным изучением французского языка. Могла бы без проблем поступить в «иняз». Но подружка сказала, что хочет быть модельером, и Анна тоже решила, что будет дизайнером. Забросила танцы, художественную школу, и все завертелось. Вот так и оказалась в витебской «техноложке».
— Когда мне нужно что-то пошить, я сначала иду в магазин, выбираю белую ткань, изучаю ее свойства, влюбляюсь в нее, и только после этого приходит осознание, что я хочу из нее пошить. Потом рисую эскиз, на одном из предприятий печатают рисунок, — рассказывает Анна о своем творческом процессе.
При подготовке к участию в модных форумах девушка поняла, что и придумывать, и рисовать, и конструировать, и кроить, и шить, и печатать, в общем, все делать одной невозможно.
— Сейчас всю мою коллекцию изготавливает одна швея. В Киеве я видела цех, в котором стоит профессиональное оборудование, сидит 15 швей, и все это предоставляется дизайнерам для увеличения мощностей. Пожалуйста, приходи и твори, — делится победительница «Мельницы моды». — После даже небольшого успеха появляется желание достичь еще больших результатов. У нас в университете очень сильная кафедра дизайна. Но мне этого мало. Хочется научиться заниматься любимым делом и при этом зарабатывать деньги. Поэтому намереваюсь продолжить учебу за границей. Хорошо бы постажироваться в доме моды, потому что даже производственная практика на одном из белорусских предприятий дала очень много опыта и практических знаний и навыков. Конечно, в дальнейшем мечтаю о своем ателье, потом — доме моды и персональных показах в разных уголках мира. А еще я поняла, что знать иностранный язык необходимо, без английского сейчас никуда.
Меня заинтересовало, как мировые тенденции моды отражаются на задумках автора и насколько они важны. Или стоит исходить из того, что дизайнер и есть законодатель моды?
— Безусловно, тенденции важны, — убеждена Анна Забелина. — На самом деле их разрабатывают специальные тренд-бюро, исходя из цикличности моды, трендов прошлого сезона, каких-то глобальных событий — плохих или хороших. Создаются тренд-буки, в которых схематично и тезисно дан посыл творцам. Исходя из этого, дизайнер предлагает свою концепцию, и в результате все коллекции получаются разными. Хотя цветовое решение и какие-то общие формы схожи. Ведь неспроста в каком-то сезоне, к примеру, все начинают использовать лимонный или винный цвет. При этом ты должен убедить публику, что твою одежду можно носить и нужно купить. Что касается моей коллекции «Color room», то, говорят, я попала в тренд, хотя к этому не стремилась, просто хотела реализовать свою задумку.
Фото автора и из архива Анны ЗАБЕЛИНОЙ.